Неугомонный директор, или Где находится Тируванантапурам?
Вчера не стало директора 25-й калужской школы Григория Александровича Крученкова. И я второй день пытаюсь привыкнуть к мысли, что он больше никогда не позвонит и не скажет: «Мне тут одна идея пришла… Если интересно – приезжайте, расскажу».
Точно не помню, когда мы познакомились. Есть такие люди, которых, кажется, знал всегда. Вот Крученков, наверное, был из их числа. А первое большое интервью с ним состоялось относительно недавно – года два назад, когда я задумала ко Дню учителя материал о директорах школ – о том, какими они были в детстве, как учились, чем увлекались, как шалили.
Руководители некоторых образовательных учреждений от предложения поучаствовать в проекте отказались: «Да особого ничего и не вспомнить». Григория Александровича уговаривать не пришлось. Он тогда много интересного рассказал о себе. Я слушала Крученкова и жалела только о том, что места на газетной полосе мало, а выбрать нужно всего одну историю.
Например, тогда так и остался «за кадром» его рассказ о мальчике Грише из санатория имени Павлика Морозова, где Григорий Александрович работал после окончания культпросветучилища.
- Я увлекался фотографией и организовал в санатории фотокружок, - вспоминал он. – У меня был ученик по имени Гриша, учился в 6-м классе. Он страстно хотел заниматься у меня в кружке. Но у меня было одно для всех условие: с двойками не принимать. А Гриша был отпетым двоечником и хулиганом. Сказал ему: «Исправишь двойки – возьму!» И через некоторое время он начал учиться лучше! В кружке мой тёзка занимался с удовольствием и говорил, что после школы будет поступать на факультет, связанный с фотографией. Гришины мечты осуществились. Знаю, что он учился на фотокорреспондента в Харьковском военно-политическом училище. На память о Грише у меня остался подарок, сделанный им на 23 Февраля: уменьшенная копия памятника Циолковскому с ракетой, который установлен в сквере Мира. Я был тронут почти до слёз. 33 года с тех пор прошло, а этот подарок до сих пор со мной.
Рассказывая о своём детстве, Григорий Александрович произнёс такую фразу: «Я был шустрым ребёнком. На месте сидеть не мог, всё время что-то исследовал». Вот эту страсть к исследованию, мне кажется, он пронёс через всю жизнь. И всю жизнь не умел сидеть на месте.
Несмотря на возраст, Григорий Александрович продолжал заниматься поисковой работой. За 26 лет его отряд «Искатель» поднял и перезахоронил останки более 600 бойцов. По инициативе Крученкова его 25-я школа взяла шефство над 25-й школой Севастополя. Год назад с подачи директора в школьном дворе появилась берёзовая роща в честь 70-летия Великой Победы. Которая, по сути, теперь стала и живым памятником ему самому.
Наша последняя с Крученковым встреча состоялась в конце ноября, накануне 70-летия 25-й школы. Разговор получился как никогда долгим – продолжался больше двух часов. Сейчас кажется, что он словно наперёд хотел выговориться. А когда интервью закончилось, снова водил нас по школе, рассказывал о своих планах, делился идеями. Их у него, неугомонного, как всегда, было много.
Он всё успел: и день рождения школы отпраздновать, и 2-ю четверть закончить, и новогодние праздники отметить. Ушёл в самом начале зимних каникул. Григорий Александрович, кстати, каникулы не любил.
- В школе как-то очень тихо становится. И эта тишина давит. А я люблю, когда шум, гам…
Теперь школа без него опустела. Сумеет ли она сохранить его традиции, воплотить в жизнь его мечты, никто не знает. Потому что, что бы там ни говорили, один человек решает очень многое.
…Накануне юбилея школы Григорий Александрович с гордостью рассказывал о том, что собрал сведения обо всех её прежних директорах. Теперь и сам он стал человеком-историей, человеком-эпохой, о котором в школе, наверное, будут слагать легенды. И, может быть, лет через 10, на следующем юбилее школы, ребятам расскажут, что жил-был такой директор, который всё время что-то придумывал, а ещё любил на экзамене по географии загадывать школьникам загадку: где находится город Тированамтапурам?
- Когда я учился в школе, у меня дома на стене висела политическая карта мира, и я знал практически наизусть все страны, - рассказал мне однажды Григорий Крученков. – Мы с моим другом-одноклассником Костей Лебедевым играли в такую игру: один называет город, другой ищет его на карте. И вот однажды Костя дал мне задание: найти город Тируванантапурам. Сейчас он называется Тривандрам. Искал целую неделю, исшарил всю карту! Оказалось, этот городок находится на самой южной оконечности Индии. Когда я уже работал в школе директором и ребята сдавали экзамены ещё в традиционной форме, то любил давать ребятам это задание на географии. Учительница об этом знала и на консультации предупреждала: «Придёт директор и попросит вас найти вот такой город». Так что в нашей школе почти все ребята знали, что такое Тируванантапурам и где он находится.
Я очень надеюсь, что и через 10 лет, и через 15 ученики 25-й школы смогут без запинки произнести название далёкого города где-то юге Индии и будут знать имя человека, благодаря которому оно стало известно.