Ещё раз о Масленице и расщеплённом сознании
Так уж вышло, что окружающий мир попросил меня быть иногда публичным человеком. Согласился. Самому мне это вовсе не надо, но я привык соглашаться с миром, если это кому-то важно и нужно.
Как у нас повелось, редкая публичная фигура обходится без того, чтобы не нашлись скептики, критики, недовольные и непонимающие. Более того, наличие таких людей говорит о неравнодушии, и это приятно. И можно было бы вовсе не обращать на них внимания, но от этого непонимания могут пострадать и те, кто этого вовсе не заслужил. Если они начнут читать бредовые комментарии и верить им, моя цель не будет достигнута, а я этого вовсе не хочу.
Кстати, как раз перед тем, как я перенес эту заметку с бумаги на электронный носитель, моя супруга поинтересовалась, как я отношусь к критике. Задумался. Отношусь великолепно, но при одном условии. Пусть критикующий обладает сходным уровнем кругозора и интеллекта, тогда с огромным удовольствием можно и побеседовать. Но с кругозором и интеллектом нынче непросто, поэтому – что выросло, то выросло, будем иметь дело с этим.
Моя предыдущая заметка вызвала некоторое оживление у калужской публики, представленной в F***book. Самое интересное, статью я писал до Масленицы, и заранее не мог предвидеть отношение калужан к мероприятию в этом году. Получается, как бы даже угадал.
Но дело даже и не в этом. Дело в том, что я, видимо, не учитываю, особенности аудитории. И что некоторые смыслы мы определенно воспринимаем по-разному.
Для начала, про заголовок. Да, частично намеренно допустил неточность, назвав шизоидное сознание шизофреническим. Шизоидное – расщепленное, шизофреническое – это, конечно, уже про болезнь. Просто второе слово более знакомо людям, чем первое. И речь вовсе не о том, что «все больны». Я вообще, несмотря на клиническую специализацию, не слишком люблю диагностику, она чаще уводит от истины, чем описывает ее. Речь о том, что наша культура, и без того собранная из не очень хорошо подогнанных друг к другу элементов, сейчас теряет связи между даже этими элементами.
Возьмем простой пример. Государство вроде бы декларирует важность многодетности. Но при этом никак не обеспечивает вложение этой идеи в головы людей. Поощряя идеи «получать удовольствие», «жить для себя», «любить себя» и всячески продолжая раскачивать культ потребления.
И это ведь не только про то, что демонстрируют нам СМИ. Это про кучу всяких жизненных мелочей. Запретите законодательно строить дома, где есть однокомнатные квартиры – рождаемость повысится. Сделайте автомобили с третьим рядом кресел красивыми и доступными по цене одновременно – и рождаемость повысится. Сделайте среднее специальное образование снова престижным и обесценьте искусственно раздутую важность высшего образования – и рождаемость повысится.
Научитесь искренне радоваться, когда в небогатой многодетной семье появляется очередной ребенок – и за этой радостью подтянутся и более состоятельные люди.
Поэтому мой предыдущий пост вовсе не про русское пьянство и не про религиозные традиции тем более. Он про противоречия, которые не вполне компетентные или просто невнимательные мои читатели называют эклектикой, и которые ослабляют наше общество, лишает его разумной, конструктивной, творческой энергии.
Фото: 161.ru.