Масленица как символ национальной идеи, или Немного о шизофреническом сознании
Который год в последнюю перед Великим постом неделю мы можем наблюдать примерно одну и ту же картину. Всю неделю пользователи соцсетей перебрасывают друг другу картинки с виртуальными блинами и всякими масленичными пожеланиями. Самые серьезные своими реальными блинами пытаются удивлять коллег по работе. Блинный апофеоз наступит в воскресенье. В этот же день многие будут ещё и просить друг у друга прощения за всякого рода причиненные неприятности, иногда действительные, но чаще надуманные.
Если в это воскресенье походить по городу с целью внимательно понаблюдать за происходящим, то можно, пожалуй, найти ответы буквально на все наши главные наболевшие вопросы – как нам обустроить Россию, кому на Руси жить хорошо, кто виноват, что делать и все такое прочее. Потому что именно в традиционные праздники, так или иначе имеющие религиозное происхождение, выпукло проявляются национальные особенности.
Так вот, Масленица. В завершение недели, в которую по традиции мясо уже не едят, по площадям разносится аппетитный запах шашлыка. На сцене в костюмах, слегка стилизованных под национальные, разного рода интересные персонажи совершают довольно занятные телодвижения, в которых угадываются какие угодно хореографические элементы кроме традиционных для Руси ( хоть я и не великий знаток в хореографии). Хорошо, что не тверк исполняют, ей-богу. Кстати, музыка тоже интересная – якобы народная мелодия таки накладывается на западные техно-биты. Полный Балаган Лимитед, короче.
Это я к чему. Ну, невозможно носить косоворотку и джинсы одновременно. На мой взгляд, только шизофреническое сознание способно совмещать «в одном флаконе» и Рождество, и пьянку на Новый год в самые строгие дни рождественского поста.
Шизофрения – она от греческого слова «схизис» – расщепление. И именно расщепление можно смело признать нашей национальной идеей, а Масленицу сделать главным символизирующим её государственным праздником. А гимн пусть напишет автор песен ансамбля «Золотое кольцо». В эту же самую идею укладываются и все остальные знаковые явления нашей жизни.
Только расщеплённый ум может бесконфликтно воспринимать «цифровизацию экономики» и ушатанные напрочь автомобильные дороги одновременно. Шизофреник легко уместит в голове огромные бюджеты на нанотехнологии и отсутствие элементарного газопровода в деревнях. С позиции расщепления легко объяснить и то, что танки у нас получаются более-менее хорошо, а вот автомобили совсем плохо. И то, что есть у нас дорогостоящая пропаганда повышения рождаемости (но нет денег на поддержание самой рождаемости), и при этом те же источники одновременно пропагандируют приоритет женской карьеры и принципы «жить для себя» и «любить себя». Шизофреническое сознание позволяет человеку в один и тот же день сходить в церковь, озаботиться гороскопом на неделю, посмотреть тупейшее ток-шоу с участием леди «со сниженной социальной ответственностью», поорать на ребенка во время подготовки уроков и завершить день дзеном с водочкой.
Здоровое сознание всегда склоняется к тому, что такого рода противоречия необходимо разрешать осознанным выбором. Надо, как говорится, или крест снимать, или трусы надевать. Но расщепление позволит не делать никаких сложных выборов. И так норм, а чо?!
Эти мысли появились у меня впервые несколько лет назад, когда мы с женой и ребенком в коляске бродили по городу в Прощеное воскресенье. По Театральной площади болтались два пьяных тела, пытавшиеся при этом поддерживать с обеих сторон третье совсем уже пьяное тело, которое было в футболке, несмотря на холодную погоду. Но телу было тепло. А на футболке пестрел пафосный слоган: «Слава Богу, что я русский». Артисты в это время развлекали толпу «русским народным» юмором. На сцене был не я, но стыдно почему-то было мне. И я сказал жене: «Слава Богу, что я таки не вполне русский».
Прощения в Прощеное воскресенье буду просить, но не у всех подряд, а только у тех, перед кем реально виноват. И не ради «массового тренда», а потому что это моя проблема и её надо решить. А уж за эту обидную заметку просить прощения не буду точно!