Депеш мод. Тридцатилетний юбилей
Пару дней назад исполнилось тридцать лет культовому альбому британских классиков электронной поп-музыки Depeche mode. Альбом “Violator” стал кульминацией завершившихся восьмидесятых. Группа от нежданно-негаданного успеха первых наивных синглов в родной Британии доросла до техно-монстра всея планеты Земля. От концертов в дискотеках до стотысячных стадионов.
Популярность группы не похожа на «фанатизм» девочек подростков от каких-нибудь “Backstreet boys” (о чем это я, их все забыли), или модных BTS. Что за сравнение, спросите вы, неуместное по отношению к простым парням из Базильдона? Да просто в середине-конце восьмидесятых их «личики» не сходили с обложек «тинейджерских» журналов BRAVO, Smash Hits, что сильно раздражало участников.
Поклонники Depeche mode - самая преданная каста по всему миру. Если уж полюбили, то это навсегда. Сродни религии, только не молится на них никто, это нечто другое, но тоже по-своему духовное. И такую преданность редко встретишь среди поклонников других групп. Исключения есть, но я не только о преданности, но и сплоченности фанатов DM по всему миру. «Депешисты» в Италии, Франции, Германии, пожалуй, самые «фанатичные», но преданней, чем в России и странах бывшего СССР - нигде не сыскать. На Западе любой тинэйджер мог запросто пойти в магазин и купить пластинку, компакт, кассету. Приобрести плакат, журнал, книгу, значок, видеокассету и футболку. А еще сходить на концерт (разве такое вообще возможно?). Сейчас я могу купить любую недостающую в коллекции пластинку или книгу, купить билет на концерт в любую точку мира. Но во времена СССР было интереснее: иногда это целое приключение под кодовым названием «достать новый депеш». Фанатскому движению в СССР я и посвящаю очередную истоическо-музыкальную статью.
Когда же в Советский Союз проникли первые упоминания о британской четверке DM? Не буду брать в расчёт «элиту» в виде Артемия Троицкого или Бориса Борисовича Гребенщикова, у них был доступ к свежим номерам “New Musical Express”, “Melody Maker”. Не беру «золотую» молодежь, чьи отцы дипломаты привозили отпрыскам из загранпоездки фирменный винил. Нет, история будет о нас, о простых.
По рассказам Леонида Бурлакова и его друга Ильи Лагутенко, первый альбом к ним попал на кассете аж в 1982 году! В срочном порядке было решено ставить веселые техно-ритмы на дискотеках Владивостока. Ага, но тут все понятно, город портовый, музыкальная информация доходила быстрее Москвы. Вышедший в 1983 году диск “Construction Time Again” у Леонида уже был на фирменном виниле! Хотя Лагутенко тогда больше любил группу «Kiss» и «Foreigner» со «Styx».
Поклонники «новых романтиков» МИФИ, 1983 год.
В 1983 году после того, как нашего дорого Леонида Ильича сменил КГБ-шник Андропов, начали завинчивать винтики в том числе и в среде молодежной культуры. Стали появляться списки запрещенных групп - перечень зарубежных и советских подпольных исполнителей, чьи записи не рекомендовано ставить на дискотеках. Их нельзя было записать в официально разрешенных студиях звукозаписи. Вот дословно: «Hа основании приказа N 361 от 25.07.84 "Об упорядочении деятельности ВИА и повышении идейно-художественного уровня их репертуара в свете требований Июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС", в целях усиления борьбы с влияниями буржуазной идеологии, повышения идейно-художественного уровня самодеятельных ВИА, рок-групп, качества работы этих коллективов рекомендуем запретить проигрывание и демонстрацию в г. Москве грампластинок, компакт-кассет, видеороликов, книг, плакатов и другой продукции, отражающей деятельность следующих групп…».
Один из таких списков, 1984 г.
В список попала и группа «Депеш мод» - за то, что они панки и пропагандируют насилие! Ну а что вы хотели, если Хулио Иглесиаса в тех же списках называли не иначе, как неофашистом! Отчего это произошло? Тут могу только догадываться. Во-первых, в 1983-м и 1984-м годах у группы вышли пластинки с достаточно остросоциальными и политическими текстами. В клипе “People Are People” использованы кадры парада на Красной площади. На обложке альбома 1982 года - серп, на следующем - молот. Музыка наполнена индустриальными, пугающими электронными звуками. Все это кажется наивным, но было вполне достаточно, чтобы в период наведения андроповского порядка запретить невинных подростков из Англии, «не пущать» их в страну советов. Списки продолжали составляться и редактироваться до самого конца 1985 года, когда у руля уже был Горбачев. В одной из редакций подобного списка ДМ значились как «Данич мод», в другом «Депеш мэд», а то и вообще абракадабра какая-то в виде «Дийсог люд»!!! Забавно читать сейчас эти списки - названия коверкали до полного абсурда. Ситуация - до идиотизма идеальна! К примеру, на дискотеке проверка, а ты заявляешь парторгу, что крутишь не «данич мод», а «депеш мод», они не запрещены.
Вырезки из немецкого журнала BRAVO, который был запрещен не только у нас, но и в соседней с западной, восточной Германии! Журнал был на вес золото из-за частого появления в нем Depeche mode.
Больше всего повезло трем прибалтийским республикам, с режимом там было послабее, многие вполне легально могли настроить свои телевизионные приемники и ловить музыкальные программы Финляндии. Местные радио и телестанции нет-нет, да и пропустят модную зарубежную группу в эфир. Я уже молчу о странах восточного блока. Шикарную жизнь устроили меломанам фонографические фирмы Югославии, там уже в 1982 году в продаже появляется официально выпущенная пластинка первого альбома. С тех пор ежегодно в Югославии по лицензии печатаются все выходящие альбомы группы, а мы о таком и во сне мечтать не могли. В 1985 году в Польше издается виниловый сборник “The Singles 81-85”, многие из них, кстати, печатались на заводах фирмы «Мелодия», было такое соглашение между странами. Естественно, какое-то количество этих сборников оседало и в нашей стране.
23 июля 1985 года в Будапеште и 30 июля в Варшаве состоялись первые концерты Depeche mode в прокоммунистических странах! Кстати, 1 марта 1984 года должен был состоятся концерт в Чехословакии, но был отменен из-за политического режима страны. Первый концерт в Чехословакии состоялся четыре года спустя, тогда же группу впервые увидели в восточном Берлине, а в ГДР выходит «аляписто» скроенный виниловый диск “Greatest hits”.
Depeche mode на отдыхе во время приезда в Будапешт, 1985.
Возвращаемся на родину. Во время фестиваля молодежи и студентов в 1985 году действительно обсуждался вопрос о приезде группы в Москву, но нам достался британский дуэт “Everything but the girl”, а ДМ увидела Венгрия и Польша. Но всё же романтичные и меланхоличные мотивы загадочных и пока еще малопонятных ребят из холодной Англии дошли до нас. В июле 1986 года ДМ впервые упомянуты в советской прессе. Журнал «Ровесник» слыл самым прогрессивным и любимым у меломанов СССР всех возрастов. Он выходил сумасшедшим тиражом и был доступен любому. В том номере группу упомянули в статье «Второе дыхание рока?», а в рубрике «Вопрос-ответ» совсем коротко дана информация о группе. Вот эта заметка, примечательно, что вопрос поступил от жителя Риги, как я и писал выше, более свободной и «западной», в отличии от других регионов страны советов.
«Ровесник» с первой союзе заметкой о ДМ №7 1986.
Чудо произошло 1 января 1987 года с трех до четырех утра. По первой кнопке советского ТВ, завершая развлекательную новогоднюю теле-ночь, нам показали часовую нарезку популярного немецкого шоу “Peter`s Pop Show”. Кстати, некоторые фрагменты шоу включали и ранее в программу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и «Ритмы планеты». Но тут целый час был посвящен популярному шоу. Впервые на советских экранах Depeche Mode с песней “A Question Of Time”! Вот анонс программы из газеты «Советская культура» от 25 декабря 1986 года. В анонсе ДМ вновь пишут неправильно, «Депечмод».
И хотя немногие досидели до раннего утра первого января, немногие вняли и прониклись совершенно необычными для нашей страны ритмами и звуками, зерно посеяно и скоро даст ростки.
Уже в 1986 году в Москве появляется группа «Биоконструктор», а в следующем выпускает первый альбом «Танцы по видео» московский «Альянс» (известный еще с начала 80-х), на этом альбоме был хит «На заре», звучащий до сих пор.
Следующий росток пробился в январе 1988 года. И снова первое января, «Петерс поп-шоу». И снова Depeche mode на голубых экранах перед очами отчаянно борющейся со сном советской молодежи. Песня “Never Let Me Down Again” произвела эффект разорвавшейся бомбы, это был поистине волшебный момент. На улицах стали появляться подростки со стрижкой под площадку, кто побогаче - в светлых джинсах и косухах. Постепенно в крупных городах поклонники группы стали объединятся в фан-клубы. В Москве известный ди-джей Слава Финист проводит дискотеки в ДК МАИ на которые собираются более тысячи человек каждую пятницу и субботу!
Журнал «Ровесник» снова радует, в номере 6 за 1988 год опубликована цветная фотография группы.
Ровесник № 6 за 1988 г.
Московские «депешисты» в дни рождения участников группы собираются у памятника Маяковскому, на «Маяке», а также на площади Революции. Делятся новыми записями, обмениваются новостями о группе.
Вспоминает Константин Заводник, администратор фан-сайта “Depeche mode”: «Когда 9 мая в день рождения Дэйва Гаана было одно из первых сборищ, милиция не знала, как реагировать. 9 мая, День Победы, а тут идет молодежь в косухах с британским флагом, милиция думала, что «нацисты» идут. Милиция не знала, что делать, правда ничего и не делала».
Тусовки советских «депешистов».
В октябре 1989 года новая музыкальная передача советского телевидения «Программа А» показывает отрывки итальянского фестиваля в Рива Дель Гарда и среди прочего - выступление ДМ с новой песней “Personal Jesus”.
1990 год стал поворотным не только в карьере группы, но и для советских фанатов. И снова первое января. «Программа А» показывает новогодний выпуск с кусочками свежего «Петерс поп-шоу». Снова ДМ - на этот раз с доселе нигде не звучавшей песней “Enjoy The Silence”. Альбом “Violator” еще не вышел, сингл с этим гениальным хитом выйдет через полтора месяца, это была величайшая эксклюзивная премьера. После выхода альбома даже советские металлисты, до этого на дух не переносящие группу, прониклись этим диском.
Артемий Троицкий в мае 1990 года берет у группы интервью, но показывают нам его намного позже. Тот же Троицкий в «Программе А» впервые на советском ТВ транслирует клип “Personal Jesus”. Молодежная программа (не помню название) Ленинградского ТВ летом 1990 показывает клип на песню “Policy Of Truth”. В «Комсомольской правде» выходит анонс программы «Музыкальный глобус», для которой участники группы записывают приветствие советским поклонникам.
Анонс в «Комсомольской правде», май 1990 г.
Все эти факты помогают в популяризации группы в стране. В стране, которая в следующем году прекратит существовать. В тот год бешеную популярность приобретает группа бывших музыкантов группы «Биоконструктор» «Технология». Вокалист Владимир Нечитайло выпускает газету “Long Play” в которой публикуются новости как о группе Depeche mode, так и о «Технологии». Правда вышло всего три номера.
Газета “Long Play” №1 1991.
Да вот, наверное, и вся история. Упомяну еще лишь, что в 1993 году впервые в России издается официальная виниловая пластинка ДМ, а в 1997 году официальные компакт-диски и кассеты. До этого в ходу были дорогие фирменные и пиратские издания кассет и компактов. Первые концерты состоялись в 1998 году в период дефолта, но с тех пор группа приезжает к нам в течение всех мировых туров, иногда по два раза за турне. Дэйв Гаан приезжал с сольным концертом. И мало кто уже помнит, что в 1993 году во время турне “Devotional” группа должна была посетить нашу страну. Ди-джей Супер Алена с «М-радио» взяла у группы интервью перед концертами, но не сложилось. Надеемся, что в следующем турне группа вновь приедет к нам и никакой коронавирус в этом им и нам не помешает.
Газета «Московский комсомолец». 10 мая 1993 г.
И еще несколько архивных фото советских депешистов: