Аномальное тепло: кто украл у нас зиму
В предыдущей колонке я обещал рассказать о причинах столь теплой зимы на ЕТР – европейской территории России. В этом материале не будет никаких тезисов о тенденции глобального потепления климата (что и так очевидно), я просто наглядно объясню, какая циркуляция атмосферы наблюдалась зимой 2019/2020, и что украло у нас зиму.
Циркуляция атмосферы в атлантико-европейском секторе напрямую зависит от распределения полей атмосферного давления. На погоду Европы и ЕТР влияют два центра барических образований – Исландский минимум (низкое давление) и Азорский максимум (высокое давление). Исландская депрессия рождает те самые атлантические циклоны, несущие океанический воздух и осадки на континент. Зимой этот центр работает наиболее интенсивно, а летом ослабевает. Исландец является основной причиной теплой погоды зимой, когда холод не в силах пробиться на ЕТР из-за повышенной активности западного переноса. И если Исландский минимум характеризуется ненастьем, то Азорский максимум является полной противоположностью и приносит с собой сухую и теплую погоду. Летом с ним связана жара в Западной и Южной Европе, а если его ядра достигают ЕТР, то зной устанавливается и у нас.
Поскольку атмосфера никогда не бывает стабильной, мы становимся свидетелями аномальной погоды. Развитие аномалий циркуляции в атмосфере отражают климатические индексы, которые рассчитываются по данным давления на уровне моря и значениям высоты геопотенциала изобарической поверхности 500 гПА (средняя тропосфера).
На примере индекса Арктической осцилляции показано, как может меняться циркуляция в атмосфере. Есть две фазы – положительная и отрицательная. Положительная фаза по сути является наступлением периода зональной циркуляции и отражает высокую активность Исландского минимума, при которой атмосферное давление имеет отрицательную аномалию, а геопотенциал понижается. Атлантические циклоны идут в более высокие широты, в Северной Европе (в том числе и у нас) наступает тёплая и влажная погода. В это время Азорский максимум характеризуется положительной аномалией давления и в Южной Европе наступает сухая и теплая погода, а ядра азорских антициклонов могут достигать ЕТР и приносить оттепели.
При отрицательной фазе всё наоборот: Исландский минимум заполняется (давление в центре растёт), геопотенциал повышается и на его месте возникает полярный антициклон, который иногда может соединяться перемычкой повышенного давления с азорским антициклоном, обеспечивая блокировку атлантического воздуха. В Северной Европе наблюдается положительная аномалия давления, холод проникает всё глубже и глубже на материк, а циклоническая деятельность смещается к 45 широте – Средиземноморью. На высотной фронтальной зоне (ВФЗ) в этих районах могут возникать волновые циклоны, приносящие снегопады в прилегающие территории Южной или Восточной Европы, а иногда и на ЕТР в зависимости от траектории движения.
Пример циркуляции при отрицательной фазе АО – над Северной Европой стационирует антициклон, а над Южной, куда направился холодный воздух из ЕТР и Скандинавии, развивается циклоническая деятельность, большинство осадков в этих странах выпало в виде снега (карта геопотенциала и давления 500 гПа от 27 февраля 2018 г.)
Как вы поняли, зиму украла положительная фаза АО. Индекс начал расти в начале декабря, когда проснулся западный перенос и 10 февраля 2020 достиг своего пикового значения – 6,34. Это выше, чем было 26 февраля 1990, когда индекс равнялся 5,91.
Пример положительной фазы АО – Исландский минимум сильно развит, аномалия давления и геопотенциала достаточно велика, а на ЕТР вынос океанического тепла (карта геопотенциала и давления 500 гПа от 26 февраля 1990 г.)
График динамики изменения АО с ноября 2019 г. по февраль 2020 г.
Таким образом, причиной тёплой зимы является отрицательная аномалия давления в Исландском минимуме, что выражается повышенной активностью самой Атлантики, которая господствует в Европейском секторе с декабря 2019. Циклоны шли по северной траектории, что позволяло поясу высокого давления (азорским антициклонам) достигать ЕТР и безжалостно расправляться со снежным покровом. Отсутствие оного и мерзлоты позволило взять в феврале апрельские температуры, а сейчас эту эстафету принял и март. Что ж, надеюсь, следующая зима будет хотя бы снежной.
Карты: meteociel.fr.