Лики женщины
Признаюсь, я горячий поклонник музыки The Rolling Stones и иже с ними, так что романсами меня увлечь трудно. И, каюсь, не будь личного приглашения Ирины Бургоновой на ее спектакль, я бы его, наверное, не увидел. Но пришел-увидел-незаметилкаквремяпрошло.
Актеру нужно обладать известной смелостью, чтобы решиться на моноспектакль, в котором ты не только единственный исполнитель, но и режиссер себя любимого. А если к этим обстоятельствам прибавить и кропотливую работу по подбору поэтических текстов и сведению их в целостную композицию, то сами размеры этого труда вызывают уважение. А еще в этом деле не обойтись без жгучей потребности высказаться. Ведь в своей, так скажем, повседневной творческой жизни актер выполняет волю режиссера, нравится это, удобно ли – будь любезен. Хочется чего-то еще – найди силы, время, и пускайся в свободное плаванье.
В свете последних театральных событий в нашем городе сама по себе развернулась маленькая такая дискуссийка о том, разрешено ли художнику высказываться о проблемах и от имени противоположного пола. В связи со спектаклем Ирины Бургоновой такой проблемы возникнуть не может. «Ива да Иван» - спектакль о женщине, придуманный и исполненный талантливой женщиной.
Актрисе интересно рассказывать о женщинах разных, постоянно меняя музыкальные и поэтические интонации, да и внешний облик героини. Вот она предстает перед зрителем стройной блондинкой в роскошном концертном платье – это летняя эстрада в тенистом парке; а вот разбитная морячка – приморский бульвар где-нибудь в Новороссийске; русская баба в телогрейке (нитка жемчуга на шее – не забывайте о лицедействе!) – завалинка деревенской избы. Портрет женщины многолик (как, впрочем, и мужчины – но ведь никого третьего нет), чувства разнообразны, а любовь – вообще понятие сильно растяжимое. И вот зритель этого спектакля вкушает с удовольствием поэзию столь же многоликую и разноплановую. Присутствует, конечно, традиционный романс: например, «Только раз» П.Германа-Б.Фомина с его высокими отношениями между возлюбленными. А вот сентиментально-жалостная «Нищая» А.Алябьева-П.Беранже, исторгающая у слушателя гарантированные слезы. Есть возможность посочувствовать многодетной крестьянской семье из стихотворения Дмитрия Кедрина «Как мужик обиделся». А там, где начинается нерусское понятие «секс» (русский аналог – страсть), где поэзия переходит к конкретике вроде «у ней такая маленькая грудь» («Девушка из Нагасаки» Веры Инбер) – там место улыбке актрисы. В спектакль также вошли стихи Б.Окуджавы, Л.Рубальской, М.Цветаевой и многих еще. Вкус к поэзии Ирины Бургоновой – похвальное, но, увы, редкое явление.
Ирина Анатольевна – актриса не просто поющая, но поющая много. Весь ее более чем полуторачасовой спектакль выстроен не только талантливо, но – профессионально. Этому способствует не только гитарный аккомпанемент самой исполнительницы, но и музыканты Юрий Качнов (баян), Борис Колесов (клавишные) и Илья Даринцев (скрипка). Особенно радует баянист Качнов – не только виртуозный музыкант, но и одаренный актер. Большое удовольствие следить за тем калейдоскопом чувств, которые отражаются на его подвижном лице даже тогда, когда Ирина Бургонова читает стихи. Пение актрисы он сопровождает яркой, но в то же время тактичной, мимикой и пластикой. Не партнер – мечта!
Новая площадка Калужского драматического – сцена «Под крышей» - место уютного, глаза в глаза, общения актера со зрителем. И вот уже маленькая, но череда моноспектаклей выстроилась. Даешь соревнование внутри калужской труппы в номинации камерного спектакля! Со своей стороны обязуюсь посетить их все!