Дистанционное обучение глазами учителя: не так всё страшно, как можно себе представить
Как накормить кошку горчицей? Добровольно и с песнями! Анекдот.
Будущее уже наступило. Классно-урочная система Яна Коменского, похоже, уходит в историю и наступает эра электронного образования. Внезапно так. С 30 марта школы переходят на дистанционное обучение. В связи с этим возникает много вопросов, но если разобраться в проблеме, то не так страшна дистанционка, как мы ее себе представляем.
Небольшая предыстория
Шесть лет назад группа обнинских родителей объединилась и решила, что их детям лучше в школу не ходить, а получать образование дистанционно. На тот момент было несколько площадок для осуществления дистанционного обучения. Формально дети прикреплялись к общеобразовательным школам: одна находилась в Санкт-Петербурге, а другая – в Новосибирске. А обучались дети в дистанционной школе: решали задания, сами читали учебники, общались с учителями по Skype, сдавали экзамены под камерой в режиме онлайн.
Тогда многие недоуменно покрутили у виска, мол, пусть развлекаются, как хотят. Но оказалось, что эти родители были первыми тестировщиками и первопроходцами общего дистанционного образования. Сейчас их дети продолжают обучаться дистанционно, для них ничего не изменится. Плюс в этом во всем – высокая мотивированность к обучению и самоорганизованность, качества, которых порой не хватаем и взрослым.
А что теперь?
23 марта на еженедельной планерке начальник управления общего образования г. Обнинска Татьяна ВОЛНИСТОВА сказала следующее:
– Нам направлен перечень ресурсов, которые можно использовать для обучения в дистанционной форме как в общеобразовательных, так и в учреждениях дополнительного образования. 25 марта по всем образовательным организациям будет утверждено положение об организации дистанционного обучения. Родители и весь персонал будут ознакомлены с формами, порядком работы и расписанием занятий.
Можно предположить, что в рамках общих рекомендаций у каждой школы будут свои нюансы при решении данной задачи. И на этом фоне неизбежно возникнет временная неразбериха. Школы уже провели анализ своих ресурсов, чтобы обеспечить дистанционное обучение, теперь формируют расписание уроков. 25 марта прошли педсоветы, на которых эти вопросы обсудили в педагогических коллективах.
Технический вопрос
По большому счету, это не вопрос. Даже в сельских поселениях у большинства детей есть дома компьютеры, подключенные к интернету. В основном компьютеры используются для игр и общения в соцсетях. По моим расчетам, нет компьютера приблизительно у четырех детей из тридцати. Но среди этих четырех обязательно найдется возмущенный родитель, который скажет, что он не обязан обеспечивать своего ребенка компьютером, подключенным к интернету. Увы, в ситуации пандемии по факту получается, что эта обязанность на родителя возлагается.
А обязанность школы организовать уроки, которые будут начинаться как обычно и длиться 30 минут. Но с этим тоже пока не всё понятно. Как быть учителям, у которых нет дома специального оборудования для проведения уроков онлайн? Они будут приобретать его за свой счёт? Skype для проведения видео-конференций не подходит – подключить к режиму видео-конференции целый класс невозможно.
По данным федеральных СМИ, в Москве и Петербурге есть школы, директора которых готовы оплачивать сервис для проведения онлайн-конференций, а это 20-30 тысяч в месяц. У нас в регионе такое, мне кажется, вряд ли возможно.
Основная задача дистанционки – удержать детей в учебное время дома, чтобы не шлялись, простите, по улицам.
Также школы обязаны высылать домашние задания и контролировать их выполнение. Это самая простая составляющая дистанционного обучения. Для нашего региона есть общая для всех платформа АИС «Сетевой город» – www. edu.admoblkaluga.ru. Родители войти на сайт могут через портал госуслуг, у детей должен быть свой логин и пароль для электронного дневника, в котором будут выкладываться задания. На этом этапе возникает проблема другого характера: многие родители никогда в этот электронный журнал не заходят, узнают, что нужен пароль только в конце года, и дети тоже часто не знают свой логин и пароль, а у них отдельный вход.
Высылать выполненные задания можно двумя способами: через электронный журнал или по электронной почте. Не забудьте выслать адрес своей электронной почты классному руководителю!
Чтобы избежать списывания (копипасту никто не отменял!) и не получить 30 одинаковых работ, некоторые учителя требуют высылать фотографии выполненного задания.
Стоит напомнить, что уроки и выполнение домашней работы обязательны, а не выполняются по желанию!
ВПРы, к сожалению, не отменят. Их проведут до 25 мая, причём, только в очной форме, а не в дистанционной. Так что подготовка к ВПР не отменяется.
Все кружки тоже не отменяются. Каждый учитель будет проводить их на свое усмотрение.
Готовы ли дети к дистанционному обучению? А учителя?
Приведу полностью мнение моего коллеги, доброжелательного и чуткого педагога:
– Дети-то всегда ко всему готовы, а вот готовы ли учителя? Переход на дистанционку поставил многих в тупик, потому что онлайн урок требует совсем другой подготовки. Он отличается от реального примерно так, как радиотеатр отличается от театра настоящего. Это отдельное дело. Но нам деваться некуда. И онлайн-урок все-таки лучше, чем его отсутствие. Тут учитель должен найти то, что может заинтересовать учеников, у которых мотивации никакой. Удачи и тем и другим!
Готовы ли родители?
Родительские чаты в последние дни взорвались! Сообщениями самого разного характера. Но общее настроение – тревога и недоумение. Что делать? Как это будет? Вот, где настоящий бардак. Многие не понимают, кому и на какую почту отправлять сообщения.
Особенно сложно будет родителям учеников младшей школы. Главный вопрос, как, находясь на работе, можно обеспечить ребенку подключение к образовательному процессу. Дети 7-10 лет могут, например, забыть включить звук во время онлайн урока, могут растеряться и запаниковать, не разобравшись с интерфейсом. Со старшими-то всё будет проще. Что делать, нужно пробовать и решать проблемы по мере их поступления. Имейте в виду, нагрузка на родителей увеличилась. Первое время нужно постараться быть с ребенком, вместе разбираться и налаживать систему коммуникации с учителями.
Дополнительная помощь
В интернете для свободного доступа открыты ресурсы:
– «Российская электронная школа» – www.resh.edu.ru, где можно найти занятия по всем предметам с 1 по 11 класс;
– «Фоксфорд» открыл доступ ко всем курсам школьной программы;
– на SmartUnivercity можно подтянуть русский, английский, математику.
Опять дети
Повторюсь, дети готовы ко всему. В отличие от нас они смогут быстро адаптироваться. Самые сложные вопросы: дисциплина и мотивация.
Но тут, как в приведенном вначале анекдоте. Как накормить кошку горчицей? Добровольно и с песнями!
Не исключены, конечно, внутрисемейные распри, кому сидеть за компом, если он в доме один, а школьников в семье двое или трое.
А как там у них?
В Финляндии находящимся на карантине детям высылают необычные задания и проекты. Например, предлагают собрать всю семью за столом, рассказать какую-нибудь захватывающую историю, пусть слушают, комментируют, задают вопросы в порядке очереди, учатся слушать друг друга. Но тут, понятное дело, нужна определенная культура семейных отношений.
Или такое задание: выйти с ребенком на прогулку и записать номера госрегистрации машин, которые стоят поблизости или проезжают мимо. При этом мама или папа объясняют, что такое номер госрегистрации, зачем он нужен, расшифровывают цифры и буквы на нём. В наших условиях выполнение такого задания может вызвать непредсказуемую реакцию водителей. Да и некогда нам с детьми гулять. И вообще, карантин, надо сидеть дома.
Так что можно предположить, что у нас задания, по большей части, будут выглядеть примерно так: прочти (страницы), ответь на вопросы (номера), вышли на е-мейл ответы. И указан дедлайн. Пока так.
Но в перспективе нас ждет мультимодальность и сложная архитектура образовательного процесса.
Фото: Алексей Булатов | kp.ru.