Вас ждёт большая «ЛюбоФФ»
На премьеру комедии-фарса «Любофф» Мюррея Шизгала в Калужском областном драматическом театре мы вошли со служебного входа. И это было правильным решением, потому что сама пьеса того требовала. Фарс должен начинаться с фарса.
Мы – гости режиссера премьерного спектакля Игоря Черкашина.
Мюррей Шизгал – бродвейский драматург, один из авторов сценария знаменитой комедии «Тутси» (1982).
В оригинальном названии пьесы «LUV» намеренно допущены две орфографические ошибки (верно писать «LOVE»), в режиссерской версии слово тоже написано намеренно неграмотно – «Любофф». «Оff» – «on», включить–выключить, «любит–не любит», что там еще можно вспомнить по ассоциации, «Смирнофф», «Немирофф». Буффонада.
Комедия о том, как герои не умеют любить. Всё что угодно умеют: работать, учиться, искать смысл жизни... Но любить и слышать друг друга не умеют. Не случилось. Кто виноват? Что делать? Все менять, конечно!
В центре внимания вполне себе любовный треугольник, но даже не равнобедренный, а очень-очень неустойчивый. Гарри Берлин (Игорь Постнов), вечный философ, потративший жизнь на поиски истины и оказавшийся в итоге на самом дне общества на грани самоубийства, Минт Мелвилл (Сергей Вихрев), брокер, человек, у которого «все как у людей». И прекрасная Эллен в исполнении великолепной Ольги Петровой. Премьерный спектакль «Любофф» – бенефис актрисы.
«Любофф» – комедия – буффонада. Игорь Черкашин трактует главных героев как классических белого и рыжего клоуна. Мелвилл подчеркнуто оптимистичен, а Гарри трагичен. Внимательный зритель услышит и диалог с русской литературой. Школьная кличка Гарри – Достоевский, но и не только в этом дело.
Действие разворачивается в Нью-Йорке, прямо под Бруклинским мостом. Художник-постановщик Людмила Некрасова воссоздает атмосферу этого места. Громадная опора моста, колоритная трансформаторная будка с граффити и маленькие люди, потерянные в большом городе, потерявшиеся в жизни и запутавшиеся в своих чувствах. Абсурдность происходящего подчеркивает хриплый, берущий за грудки голос Тома Вейтса.
В зале аншлаг.
Текст действительно изобилует хорошими шутками. Но зал единодушно взорвался от восклицания Эллен:
– …Я такая (расхаживает по сцене). Зачем они учили меня тригонометрии, биохимии и палеонтологии? Зачем они забивали мне мозги, если я не могу просто жить с мужчиной? (обращаясь к Милту) Никогда этого не прощу Министерству образования… Никогда!
Стопроцентное попадание. Половина женского населения страны обязана этим Министерству образования, спасибо ему.
Два с лишним часа три актера пытаются держать зал без особых спецэффектов: только актер и зритель. И это у них получается.
Современному зрителю сложно смотреть такой спектакль: смех смехом, а ведь есть и над чем поразмышлять по ходу пьесы. Провинциальный зритель привык к реализму, столичный уже стал привыкать к театральной условности, мощным режиссерским эффектам, неожиданным решениям, осовремениванию классики. С клоунадой (она основана на фарсе), мы встречаемся очень редко.
Фарс – для театральных подмостков жанр редкий и камерный. Над чем смеётесь, господа. На это есть готовый ответ. Над собой, над обществом потребления, над инфантилизмом современного человека. Идите на спектакль и смейтесь, вас ждет большая «Любофф».
Фото: gtrk-kaluga.ru.