Кроха-сын к отцу не ходит.
Сто лет назад французский социолог и философ Давид Эмиль Дюркгейм вывел простую истину — Нравственность — это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить.
Начало прошлого века придавило яловым комиссарским сапогом ослабленное горло библейской этики. Цепи, коими, по мнению Ленина, духовенство и господствующие классы сковывают темных рабочих и мужиков, были разорваны. Большевики с годами выработали свою коммунистическую нравственность, и уставшее от потрясений общество получило свой сильный моральный якорь. Нравственное поведение входило в привычку и постепенно стало нормой социалистического общежития. Огромным достижением советской власти считается здоровая моральная атмосфера в обществе. В этом, несомненно, заслуга коммунистической партии, которая управляла обществом. Каждый член этого общества с молоком матери впитывал понятия что разрешено, а что недопустимо. Работал институт всеобщего порицания безнравственных поступков.
Кроха-сын не перелопачивал горы информационного мусора в поисках ответа, на «что такое хорошо и что такое плохо?» Готовые шаблоны поведения в обществе постоянно находились на уровне взгляда. Контроль над членами общества с самого рождения позволял поставить на поток воспитание целых поколений с едиными нравственными ценностями. Это, в свою очередь, делало общество сильным и устойчивым от проявления единичных фактов безнравственности. Именно о жизни в обществе со здоровой моральной атмосферой и ностальгируют сегодня не только те, кто когда-то был членом этого общества, но и молодые люди, имеющие о нем представление из рассказов своих родителей и материалов, которые представлены порой однобоко и освещают лишь одну сторону медали.
Социалистический строй рухнул. Вместе с ним канули в лету его устоявшиеся понятия нравственности. Общество еще пытается жить по инерции, цепляясь за последние ниточки морали, тянущиеся из привитых с детства постулатов. Но долго это продолжаться не может. Изменился ли сам человек за это время, и как он адаптировался с понятиями морали в современном обществе? На мой взгляд, люди никогда не меняются. В них заложены на генном уровне и воспитании все необходимые качества. Эти качества проявляются в зависимости от ситуации. Если действительность такова, что те или иные качества человека осуждаются обществом и на их проявление наложено табу, то они никогда не дадут о себе знать. Они не проявятся ровно до того момента, пока это станет ненаказуемым и неосуждаемым в обществе. Что и произошло в переходный период от недоразвитого социализма к карикатурному капитализму. Большинство запретов снялись, и стало не зазорным проявлять сильные амбициозные качества, замешанные на гордыни, себялюбии и лжи. Человек сам для себя установил, что эти качества являются пробивными в сегодняшнем обществе, и успешно их применяет для достижения своих личных целей. Разумеется, какими еще моральными принципами можно руководствоваться в обществе, в котором основная цель для его членов — удовлетворение своих потребностей посредством обогащения. Потребностей для человека становится все больше. Для этого работает целая индустрия по производству все новых видов востребованных продуктов. И человека захватывает бесконечная гонка, в которую его и затягивает эта индустрия. Мораль сегодняшнего общества позволяет бежать в толпе и наступать на соседей, давя упавших. Это правила и нормы коллективного сознания.
Очень много говорят, что у сегодняшнего общества нет нравственных ориентиров. Неправда. Они есть, они просто отличаются от духовной этики и социалистических понятий человечности. Если общество спокойно воспринимает то, что еще вчера было безнравственным, живет этим, использует это, как инструмент для выживания, то это и есть сегодняшняя нравственность, сложившаяся из социальной действительности.
Еще вчера я считал, что проявления тех или иных аморальных качеств у сегодняшнего поколения это всего лишь сорняки, от которых необходимо избавляться обществу, то сегодня я все отчетливее понимаю – это не сорняки, это этически недоразвитый урожай.
Попытки сегодняшней власти объединить общество духовным возрождением нравственности выглядят нелепыми и смешными. Ложь пытается сдвинуть с места железобетонную глыбу неверия. Нельзя, блистая сусальным золотом до самых окраин полунищей страны, фетишизировать Бога человеку, в котором нет веры никому, кроме себя и в свои силы. Не вырвав его изначально из запутанных нравственных ориентиров бегущего в никуда стада. Нельзя одной рукой держать свечку в доме Господа, а другой поддерживать в стране условия, при которых нравственные берега общества подтоплены разливом аморальных нечистот.
За огромный период времени не создано ничего, что можно было бы назвать нравственным воспитанием общества. Не создан единый системный подход в вопросах воспитания. Все пущено на самотек. Можно тысячу раз сказать себе – я сам воспитаю своего ребенка с теми моральными качествами, которые считаю нормой, привив ему доброту, благородство и любовь к ближним. Вполне допустимо. Но разве это избавит Вашего ребенка и всех нас от соседства с той деградирующей массой, которой эти качества никто и никогда не прививал?
Обман становится в обществе необходимой нормой. Нет хуже, когда разум ребенка впитывает возможность существования двойственной модели поведения. А именно это происходит сейчас с нашим обществом. С одной стороны мы все еще пытаемся жить по нравственной инерции, где нам есть дело до проблем других людей, воспринимая чужую боль, как свою, яростно ненавидим нуворишей, взяточников, обнаглевших чинуш, презираем продажность во всем. С другой стороны принимаем все это, обогащаемся, используя для выживания проверенный годами инструмент взяток, увязая в конкурирующей борьбе, продаем себя подороже, будучи распущены внутренне. Потому что общество все это допускает, а мы с Вами и есть общество. Жить в таком режиме становится все труднее. Постоянно приходится поступаться своими принципами морали, заложенными с детства. И мы учимся быть равнодушными. К ближним, к своему внутреннему голосу. Мы загоняем в далекие тупики нашего сознания понятия морали и, ради выживания, идем на сделку со своей совестью, действуя во благо себя и своей семьи. Мы слишком умные, чтобы не понимать этого, и слишком слабые, чтобы противиться. Мы просто живем, ожидая, что рано или поздно, наступят времена и все в нашей картине мира встанет на свои места. Эпоха пепла в России слишком затянулась. И если сегодня не начать Крохе-сыну разъяснять, что такое хорошо и что такое плохо не только в семье, но и на каждом углу, ежеминутно, чтобы он не почувствовал при этом обмана, мы оборвем последние ниточки, связывающие нас с настоящей нравственностью и настоящей моралью.