«Список Ксении»: чтобы увидеть это чудо, надо вывернуться наизнанку
Свершилось – я начала открывать для себя мир инновационного балета в Калуге. В пятницу 13-ого сходила в ИКЦ на спектакль-посвящение «Список Ксении». Сначала расскажу, что мне понравилось, а потом поделюсь, почему у меня до сих пор болит шея.
Для начала стоит отметить, что, несмотря на специфику коллектива (и центра в целом), «Список Ксении» – это не экспериментальный комикс-балет и не артхаусное рассуждение, а вполне классическая постановка о вечной, как мир, истории любви.
Премьера прошла 20 декабря 2019 года, и с тех пор команда инновационного театра балета под руководством балетмейстера-постановщика Ксении Голыжбиной раз за разом показывает калужанам непростую и невероятно трогательную историю жизни Ксении Григорьевны Петровой, блаженной Ксении Петербургской.
Всего за час юной Ксении (в исполнении великолепной Ларисы Монжалей) предстоит пережить утрату мужа (блистательный Артур Микоян), смириться, попрощаться с дворянской жизнью и посвятить себя Богу – во имя невероятно трепетной и сильной любви.
В «Списке» в восьми сценах яркими штрихами показана ее непростая судьба. Движения танца – язык безграничный, и именно таким языком нам поведали о жизни супругов, внезапной смерти мужа и безумии жены, отречении и скитаниях, о молитве, пожаре, о чудотворстве Ксении, ее труде и конце ее земной жизни. Это реальная история, но речь в ней, в первую очередь, не о конкретной религии, а о стойкости духа, силе и мужестве хрупкой девушки.
Несмотря на «классичность» темы, создатели нашли, чем удивить зрителей. В этот раз ставку сделали на электричество – атмосферу и антураж истории создают несколько десятков лампочек, которые разгораются и гаснут в такт событиям на сцене. Вообще, свету в постановке уделена особая роль – он расставляет свои акценты в повествовании, появляясь и исчезая, отражаясь под самыми разными углами, создавая причудливые тени под руководством опытной руки. А какая великолепная картинка создается таким образом!.. Пока зрители наслаждаются светом и его игрой, фотографы с горящими глазами бегают по всему залу со своими аппаратами – кадры получаются действительно уникальные.
Музыка добавляет очарования. Сочетание классики и электро порой ярче слов передает состояние героини. Про артистов могу сказать только одно – браво. Мне понравилось всё, первое знакомство с инновационным балетом прошло успешно!
Но…
Но единственное, что испортило мне впечатление – чтобы увидеть это чудо, надо буквально вывернуться наизнанку. В чем дело? К сожалению, сама сцена находилась на полу, прямо перед первым рядом. И увидеть что-то с пятого ряда, где сидела я, было просто нереально… Сквозь лес зрительских голов, конечно, иногда взлетали изящные ножки и головы артистов, но на столь краткий миг, что рассмотреть что-либо, просто сидя в на своем месте, было невозможно.
В течение часа приходилось постоянно изворачиваться, привставать, крутиться во все стороны, а иногда и просто додумывать, что происходит. Разминкой шеи занималась не я одна – зрительницы передо мной старались что-то разглядеть через зрителей перед ними, молодые люди слева от меня тихонько переползали к стене и вставали там, люди справа в какой-то момент просто растворились в темноте зала... И, если я, исхитрившись и приподнявшись, все-таки смогла разглядеть часть постановки (верхнюю часть, если быть точнее), то вот моя мама, сидевшая рядом, не увидела вообще ничего. Что нас обеих изрядно расстроило.
Создатели спектакля, по их словам, знают о проблеме и работают над ее решением. Получается немного обидно, ведь они знают, но на кассе, на сайте или в анонсе меня вот никто об этой проблеме «слепых зон» не предупреждает…
В общем, что хочу сказать. «Список Ксении» – прекрасная постановка о силе человека и о самом, пожалуй, сакральном чувстве – о любви. История Ксении, которая потеряла всё, чтобы потом обрести это навсегда.
Но если вы хотите насладиться постановкой в полном объеме, то берите билеты в первый ряд.
Тогда увидите всё это:
Так постановка выглядит в группе ИКЦ во "ВКонтакте".
А так, с дополнительными декорациями из силуэтов зрителей, она выглядела с моего места:
Зато не будет остеохондроза!