Февраль. Пойти в ProArt’s и захлебнуться
– Маш, тебе респект. Я просто захлебнулась от энергии…
– А я не знала, что Бродский писал такое…
Я вот тоже не знала. И тоже буквально захлебнулась – было от чего. В последний день января актер театра «Питерская театральная тусовка» Павел Михайлов полтора часа в одиночку читал калужанам произведения Иосифа Бродского.
А как читал!.. 23 стихотворения пронеслись, как 23 вдоха. Павел был на сцене босиком, из реквизита только коврик под ногами, красная шапочка, банка синей краски и кисть, яблоко и нож, очки и шарф.
Но, видит Бродский, этого было более чем достаточно... Пространство ProArt’s за полтора часа увидело многое. Старца Симеона, деву Марию и Христа, лишившуюся невинности студентку и ее «друга», генерала и уставшего солдата, путника и патриция. Зрителей переносило на болото, в древний Рим, к океану, на Голгофу, в Питер, на острие вещи, в Рай.
Я всегда настороженно отношусь к моноспектаклям. Это какая сила должна быть в человеке, чтобы удерживать внимание толпы – без кривляний, песен и плясок. Это какая Сила должна быть в человеке, чтобы в одиночку делать то, что порой не получается у именитых многочисленных актерских трупп.
У Павла Михайлова невероятная сила. Он чеканил и ронял слова, он шептал, возносил, проклинал, призывал. Без остановки, без перерывов. Вдох – и звучит молитва. Вдох – и пошло размышление. Вдох – и…
В какой-то момент я даже перестала разбирать отдельные слова и следить за сюжетом. Я просто вдыхала вместе с Павлом и смотрела на то, как босой человек в серо-голубой рубашке, который в начале скромно вышел на сцену и тихо признался, что каждый раз очень переживает и волнуется, творит с залом что-то невероятное. Как он занимает всё пространство, не двигаясь с места. Как он удерживает тебя одним лишь голосом и рассказывает именно тебе очередную историю своей очередной жизни.
23 стихотворения Иосифа Бродского в исполнении Павла Михайлова. Жизнь разделилась на «до» и «после» – если раньше эта фраза не сказала бы мне почти ничего и скорее отпугнула бы (я ведь всегда настороженно отношусь к моноспектаклям), то теперь, услышав ее еще раз, я, не раздумывая, куплю билет.
Навсегда расстаемся с тобой, дружок.
Нарисуй на бумаге простой кружок.
Это буду я: ничего внутри.
Посмотри на него – а потом сотри...
– так закончил в тот вечер артист.
Гром аплодисментов.
Павел несколько раз прошел из угла в угол. Аплодисменты не смолкали. Тогда он жестом руки остановил нас.
– Тут нет занавеса, поэтому я даже не могу уйти… Спасибо вам большое. Спасибо. Это не я писал, я только прочитал.
Но что именно и, главное, как прочитал! Это было великолепно. Настоящий спектакль одного Автора и одного Актера.
Фото автора.