Что сотворил с горьковскими «Детьми солнца» самарский режиссер Сергей Морозов
Как известно, с 13 по 25 сентября в Калуге проходит уже девятый всероссийский фестиваль «Старейшие театры России». KP40 писал об этом в статье: «Классический разворот: особенности нынешнего фестиваля «Старейшие театры России в Калуге».
В этом году калужский зритель сможет увидеть постановки на большой и малой сценах от 13 театров, включая наш.
15 сентября на большой сцене самарский академический театр драмы имени М. Горького представил постановку «Дети солнца» по одноимённой пьесе Максима Горького. И мне удалось побывать на этом представлении.
Режиссёр Сергей Морозов очень бережно отнёсся к пьесе, что было безумно приятно увидеть. Аккуратные, в меру минималистичные декорации, на сцене нет ничего лишнего. Внимание зрителей сосредоточено на активном действии, на актёрах.
А на сцене разворачивается самая настоящая драма: от любовных перипетий и разногласий до безрассудных решений. Герои проводят много времени в разговорах о жизни, любви, светлом и тёмном в человечестве на фоне бушующей холеры.
Чем-то это напоминает известный «Декамерон» Джованни Боккаччо, только на русский лад. Стремительность хода событий можно сполна почувствовать в яркой экспрессии, быстрой смене декораций, нарастанию тревожной музыки и резкому её обрыванию.
Иногда тишина способна говорить проникновеннее любых слов. И здесь именно тот случай.
Внимание зрителя сосредоточено не только на героях, но и на их костюмах: это важная составляющая образа, второе лицо персонажа.
Яркая и пёстрая Мелания, Вагин в белом комбинированном костюме, в меру яркие, но сдержанные и строгие наряды Елены. Остальные одеты более скромно, но не менее интересно. Каждый наряд дополняет и грамотно подчёркивает образ, помогая актёрам представить своих персонажей. Художника по костюмам Ирину Долгову можно только похвалить.
Ещё раз стоит отметить музыкальное оформление: за немалую долю успеха постановки отвечает грамотно подобранная и сведённая музыка.
Здесь тоже можно похвалить руководство самарского театра: широкий разброс композиций лирических, напряжённых, тревожных, воодушевляющих, забавно-курьёзных сопровождали всё действо, при этом ни одна не ощущалась лишней, не заглушала актёров.
Каждая реплика от этого звучала выразительнее. За музыкальное оформление отвечал Сергей Морозов. С уверенностью можно сказать, что он блестяще справился со своей задачей.
И, наконец, нельзя обойти вниманием актёров. Главная составляющая любой театральной постановки. Здесь можно сказать, что труппа самарского театра провела изумительную работу над пьесой. Образы бережно перенесены без немотивированных изменений и так же филигранно отыграны, можно сказать, прожиты командой профессионалов.
Отдельно стоит упомянуть Германа Загорского, воплотившего главного героя Протасова. Его умение владеть собой и вживаться в роль, искренняя любовь к своему герою и убедительная игра не оставят равнодушным увлечённого зрителя.
Второй «бриллиант», который хотелось бы отметить, это Екатерина Конурина и её прочтение героини Лизы, сестры Протасова. Отчаянная девушка, страдающая от тяжёлой болезни, имя которой «трагическая душа», со слов Чепурного. Панический страх перед тёмной стороной человечества, перед злобой, жестокостью, насилием сыгран действительно душераздирающе. Её боли веришь, её страдания чувствуешь.
Драма Максима Горького «Дети солнца» была многократно поставлена не только в театрах нашей страны, можно отметить и некоторые зарубежные театры, обогатившие свой репертуар.
Самарский театр, определённо, продемонстрировал достойное изложение пьесы, с чем их можно смело поздравить.
От редакции
Хочешь попробовать себя в публицистике, критике, аналитике? Просто есть чем поделиться с калужанами? Тогда добро пожаловать к нам в блоги. Пиши на vi@kp.kaluga.ru расскажем подробности.