Коронавирусное обнуление
Коронавирус не шагает – бежит по планете, заполняет информационное поле и умы. СМИ не успевают фиксировать мгновенно обновляющиеся данные, новостные сообщения теряют актуальность в момент написания.
Утром в понедельник пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что поводов для введения чрезвычайного положения в стране нет. Но уже в середине дня стало ясно, что на региональном уровне – от Москвы и до самых окраин – оно фактически вводится. Хотя называется пока «режим повышенной готовности». Школы закрываются на каникулы, вузы переходят на дистанционное обучение, массовые мероприятия отменяются.
И вот ведь совпало: вирусная повестка вытесняет политическую, сама становится эпицентром политики. Всероссийское голосование по поправкам в Конституцию, нацеленное на обнуление президентских сроков, само оказывается под угрозой обнуления.
В конце прошлой недели тот же Песков назвал идею обнуления новой для российской власти. По его словам, Кремль «вместе со всеми» узнавал о поправках «в режиме онлайн», а Терешкова лишь воспользовалась своим законным правом выступить с законодательной инициативой, сделав это непосредственно на заседании, едва ли не по наитию. Теперь в том же режиме онлайн приходится наблюдать, как по мановению коронавируса в действие приходит право частной инициативы, не запрещенное законом.
С масштабным заявлением выступил Олег Дерипаска – один из самых богатых и влиятельных российских бизнесменов. По его мнению, необходимо действовать быстро и решительно: полностью закрыть все границы, отменить все массовые мероприятия и обеспечить гражданам возможность провести 60 дней дома – в максимально возможной самоизоляции. Руководители предприятий и госучреждений должны немедленно создать оперативный штаб, который обеспечит введение карантина, считает он.
Однако если предписать гражданам двухмесячную домашнюю самоизоляцию, кто же будет голосовать 22 апреля?! Цена коронавирусной угрозы, по мнению Дерипаски, выше. «Если эта эпидемия будет носить бесконтрольный характер, это приведет к последствиям для власти, более серьезным, чем развал страны в 1991 г.».
Правительство Мишустина, не намеренное терять оперативное управление, объявило в понедельник новые меры поддержки экономики в связи с коронавирусом. В их числе – антикризисный фонд на 300 млрд руб., отмена ограничений на въезд грузовиков торговых сетей в города, льготные кредиты торговым предприятиям для создания запаса товаров первой необходимости, «зелёный коридор» для этих товаров на таможне, частичное закрытие границ, особый порядок оплаты больничных и др.
На одном из последних правительственных совещаний понедельника рассматривалась возможность распространения режима повышенной готовности на всю страну (на тот момент он официально действовал в Москве и Подмосковье). Однако реальность вновь опередила бюрократию. Вслед за столицей занятия в образовательных учреждениях в течение дня были уже отменены и в других регионах России.
Калуга в лице областного минобра, по обычаю, притормаживала. Нетерпеливые студенты КГУ создали петицию – хотим, мол, как в Москве. К вечеру в ситуацию пришлось вмешаться Владиславу Шапше: на своих страницах в соцсетях он опубликовал рекомендацию распустить учащихся на каникулы или перевести на дистанционное обучение. Через пару часов школьники уже знали из классных чатов: в школу завтра не идти – ура, каникулы!
Дописав текст, загляну в интернет – узнаю, насколько реальность успела опять измениться. Какой она станет на следующей неделе, не берусь даже гадать.
Фото: Chris McGrath / Getty Images.