Нужны ли калужанкам бэби-боксы
Новомодная обёртка
Недавно мы узнали ещё одно иностранное слово — «бэби-бокс». Оно звучно, красиво, но на русский его лучше не переводить, потому что из красивой обёртки моментально вылезает зловещее содержание: «ящик для ребёнка».
В последние два десятилетия такие устройства получили распространение в ряде европейских стран и особенно — в бывших британских колониях: Индии и Пакистане. Что же касается самой Великобритании, а также США, то бэби-боксы там запрещены законом.
Хорошо забытое старое
То, что сейчас нам подаётся как новое веяние, на самом деле — отголосок самых мрачных времён европейской истории.
Первый бэби-бокс появился в Италии в 1198 году. Сделано это было с гуманной целью спасения детей от голодной смерти. «Колёса подкидышей» получили широкое распространение в средневековой Европе. Они стали своеобразным инструментом социальной защиты детей в те времена, когда их матерей повсеместно сжигали на кострах после пыток.
Как только тёмные времена отступили, были упразднены и бэби-боксы ввиду их несовместимости с принципами новой социальной системы. Но они вернулись! В 2000 году в Германии был установлен первый современный бэби-бокс, по конструкции мало чем отличающийся от средневекового. Их второе пришествие было обусловлено принципиальным отличием от официальной процедуры отказа от ребёнка — анонимностью.
По пути «цивилизации»
В России до настоящего времени использование бэби-боксов законодательно не отрегулировано. Законопроект, разрешающий их установку, был внесён в Госдуму в 2011 году, но его отклонили. В 2016-м внесли законопроект, запрещающий их установку, но и его отклонили.
Пользуясь этой недосказанностью, некоторые общественные организации взялись за их внедрение. Сегодня в России функционирует 20 ящиков для детей в 12 регионах. Из них 18 установлены в больницах и 2 — в церквях.
Сторонники
Установкой ящиков для ненужных детей в России занимается благотворительный фонд «Колыбель надежды» под руководством некоей Елены Котовой. Она же является главным популяризатором идеи бэби-боксов в нашей стране. Бизнес этот прибыльный: установка одного такого устройства стоит порядка 500 тыс. рублей.
Из депутатов Госдумы за установку у нас бэби-боксов ратуют единоросски Оксана Пушкина, Ирина Роднина, Елена Вторыгина, Татьяна Касаева и партия «Единая Россия» в целом. Бэби-бокс они называют «окно жизни» (хотя на окно он как раз похож меньше всего — скорее на мусоропровод).
Их аргумент: бэби-боксы спасают жизни детей, потому что женщина в трудной ситуации не будет убивать своего новорождённого ребёнка, а лучше отнесёт его в бэби-бокс. При этом никаких доказательств того, что бэби-боксы на самом деле предотвращают гибель детей, не приводится. Это как бы само собой разумеется.
Ложный аргумент
Данные экспертов дают совершенно иную картину. Так, во Владимирской области бэби-бокс был создан в 2011 году. С тех пор в него не был помещён ни один ребёнок, и в то же время в области как происходило ежегодно 8–10 убийств матерями своих новорождённых детей, так и происходит.
В Кировской области Уполномоченный по правам ребёнка Владимир Шабардин заявляет: «На прошлой неделе я был в Следственном комитете, мы разбирали ситуацию со всеми убитыми младенцами за последние два года, и ни в одном из этих случаев мать не понесла бы ребёнка никуда. Если женщина решила убить ребёнка, не предпринимая никаких действий по его спасению, она его убьёт».
Откуда же тогда в головах людей берётся эта связь между бэби-боксом и инфантицидом? Почему все убеждены, что женщина, задумавшая убить своего новорождённого ребёнка, непременно отнесёт его в бэби-бокс? Вероятно, к этому подталкивает обывательская логика: человек как бы примеривает ситуацию на себя и исходит из того, как поступил бы в аналогичной ситуации он.
Противоречия
Но обывательская точка зрения — она на то и обывательская, что не учитывает множества скрытых нюансов. Во-первых, где гарантия того, что ребёнка выбросит именно мать? В Ставрополье уже был случай, когда бабушка, решив, что их семье достаточно одного ребёнка, второго малыша, фактически выкрав у дочери, отнесла в бэби-бокс.
Против выступают и медики. Они понимают, какая ответственность ложится на руководителей учреждений. В «окна жизни» могут быть подброшены и мёртвые, и травмированные дети. Кто будет в этом случае отвечать за смерть ребёнка? Особенно на фоне участившихся в последнее время фактов привлечения врачей к уголовной ответственности за «предоставление услуг ненадлежащего качества».
Ещё один скрытый аспект: родителей у ребёнка вообще-то двое. Бэби-бокс фактически лишает отца права узнать, где его ребёнок и что с ним произошло.
Бэби-бокс — это настоящая чёрная дыра для криминала, поскольку вся его практика основана на анонимности. Мать может продать своего ребёнка или даже убить его, а окружающим сказать, что отнесла его в бэби-бокс. И никто ничего делать не будет. Факт преступления может быть выявлен только после случайного обнаружения трупа и проведения генетической экспертизы.
Моральный аспект
В общественной организации «Всероссийское родительское сопротивление» считают, что бэби-боксы не способны решить задачу по спасению новорождённых от смерти, но создают условия для разрушения норм общества, подталкивая женщину к лёгкому и комфортному отказу от ребёнка и превращая её в безответственную «кукушку».
— Продвигающие идею бэби-боксов вместо устранения причин предлагают бороться (причём безуспешно) со следствием. Они навязывают простое решение — «выкинула и забыла». Всё это в итоге является механизмом оправдания асоциального поведения, придания ему статуса нормальности, — говорит калужский общественник Михаил АНТОНЮК.
Действительно, анонимность и удобство избавления от ребёнка через бэби-бокс делает процесс комфортным и лёгким. Это позволяет женщине избавиться от чувства стыда за ужасный и расчеловечивающий на самом деле поступок — отказ от ребёнка, от материнства.
На откуп регионам
В конце прошлого года в Госдуму был внесён уже третий законопроект. Приводим его текст почти полностью:
«Органы государственной власти субъектов РФ… имеют право создавать специализированные места для анонимного оставления новорождённого ребёнка, оборудованные в структурных подразделениях медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих реанимационные мероприятия для новорождённых. Новорождённым считается ребёнок с момента рождения до достижения им возраста четырёх недель».
Иными словами, идея законопроекта следующая: «бэби-боксы — это хорошо, но пусть каждый регион решает это самостоятельно».
Обсуждения в регионах
В феврале данный законопроект обсуждался во всех российских регионах. Какие-то субъекты Федерации идею бэби-боксов поддержали, какие-то — нет. Ряд уполномоченных по правам ребёнка в регионах публично выступили против легализации бэби-боксов.
Аналогичной позиции придерживается и Уполномоченный по правам ребёнка в Калужской области Ольга Коробова. По её словам, в регионе создана действенная система социальной помощи матерям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, что куда действеннее и гуманнее простого выбрасывания детей как ненужного хлама.
Что касается Законодательного Собрания Калужской области, то комитет по социальной политике законопроект № 345593–7 о бэби-боксах поддержал. К обсуждению этого вопроса не были привлечены ни Уполномоченный Калужской области по правам ребёнка, ни представители родительских организаций. Более того: даже депутаты — члены этого комитета, с которыми удалось связаться, — заявили, что про законопроект о бэби-боксах ничего не слышали.
Итоги
Чтобы уберечь наше общество от расчеловечивания всевозможными западными «благими» инициативами, нам просто необходимо научиться видеть их суть и соотносить с нашими традиционными ценностями.
Бытовая логика тут часто не срабатывает, поэтому нужно прислушиваться к мнению экспертов, специалистов, людей-практиков — тех, кто профессионально занимается данной проблемой каждый день. Власть — она на то и власть, чтобы руководствоваться не эмоциями и логикой домохозяек, а чёткими экспертными данными и мнением общественности.