К колоколу относились как к живому человеку
Колокольчик с Валдая — звонкий: динь-динь! У тибетского — совсем другой тон: дон-дон. На выставке в библиотеке им. Белинского по колокольчикам можно проследить всю историю и географию России, есть здесь и зарубежные экземпляры. Все — разные: деревянные, стеклянные, керамические, металлические, украшенные бархатом, колокольчики-бубенчики…
Домовёнок из Тулы
— Я и сама много езжу, и профсоюз библиотеки организует для нас поездки, — рассказывает автор выставки Зинаида ПЕЧЕРИНА. — Первая поездка была в Тулу несколько лет назад. Там, в Ясной Поляне, я и купила свой первый колокольчик — в виде домовёнка. Он забавный — кривой, косой, — но дорог мне. С тех пор в разных местах покупаю колокольчики на память. Собралась целая коллекция, около 70 штук. И друзья дарят — привозили их из Мехико, Праги, Сан-Марино и даже из Тибетского монастыря. А в день открытия выставки одна женщина подарила мне колокольчик из Берлина.
Зинаида Печерина с колокольчиком «князь Владимир»
Что связывает колокол и школу
— Раньше я никогда ничего не коллекционировала, но мне понравилось, что каждый колокольчик имеет свой звон и представляет определённую местность, ее специфику, отличительную особенность: Тула — металл, Курск — деревянное зодчество. Колокольный звон ведь проходит через всю нашу жизнь. Младенцу мы даём погремушку. Если радость — звучит колокольный перезвон, горе — набат. К колоколу на Руси всегда относились как к живому существу — ссылали и били, языки вырывали. И, хотя есть разные версии, я считаю, что слово «колокол» произошло от русского «коло». Коло-Коляда — славянский бог. С ним, кстати, связано и слово «школа». Когда я спрашивала учителей — они говорили, что оно пришло из латинского. А по моему мнению, образовалось от слова «коло» — это то, что вокруг. Урок — судьба, рок, класс — глас и голос. То есть в школе учителя должны учить детей жизни, судьбе, а также видеть и слышать всё вокруг.
Есть в коллекции и исторические персонажи.
Всё не случайно
Бывший строитель и проектировщик Зинаида Печерина вот уже 22 года работает в библиотеке им. Белинского и считает, что случайностей в жизни не бывает.
— Я родилась в посёлке Сабунчи, который находится недалеко от Баку и известен тем, что это родина Рихарда Зорге. В 90-е годы переехала в Калугу. Сначала работала в ГПИ‑6, но наш отдел закрыли, и в день своего рождения я устроилась в библиотеку. Разве это не символично? Я всегда любила читать. Пишу стихи, прозу, записываю свои наблюдения. Люди часто живут по шаблонам, а я как проектировщик вижу то, чего многие не замечают. Вот, например, очень люблю историю. У меня была статья «Пояс Богородицы», где я говорю, что Россия начала восстанавливаться и образовываться как государство со Стояния на Угре. Реку Угру называли Поясом Богородицы. А посмотрите: на гербе нашей области — серебристая лента, которую принято отождествлять с рекой. Но река ведь должна быть синей. Поэтому я сделала предположение, что это — Пояс Богородицы. Посмотрите на скульптуру на площади Победы — женщина держит в руках серебристую ленту, такую, как Пояс Богородицы. Таких моментов много. У меня в Интернете есть страничка — «Зинаида Ткачёва» (это моя родовая фамилия), там можно прочитать мои рассказы, стихи и наблюдения.
Выставка колокольчиков работает в будние дни с 10:00 до 19:30 (кроме пятницы), в субботу и в воскресенье — с 11:00 до 18:30. Вход свободный.
Колокольчик, украшенный бархатом и бисером,— из Смоленска, сын подарил.
В тему
Главный библиотекарь читального зала Калужской областной научной библиотеки им. Белинского Ирина БАЛХАНОВА:
— Выставка колокольчиков пользуется большой популярностью, к нам приходят семьями, группами. Здесь можно не только увидеть колокольчики, но и узнать их историю. Мы собрали много материалов. Оказывается, первые колокольчики появились у египтян. И только в Х веке их стали использовать на Руси, в храмах Новгорода и Киева. Нашествие на Русь прерывает развитие колокольного дела, второй этап наступает в Х1V веке. Когда была ориентация на Запад, к нам попадали итальянские, немецкие образцы. А самый большой в мире 3233-пудовый колокол изготовили в ХVI веке. Он, к сожалению, не сохранился.
Ирина Балханова.
Есть необыкновенная легенда о том, что новгородский «вечник», отправленный «в плен московский на позорище», достигнув границы Новгородских земель, «выбрал горочку покруче, покатился под неё и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: «Воля!» А кому-то послышалось, что он «Валда!» кричал. Валдою (Валдаем) стали звать те горочки. Ударились осколки «вечника» о землю и превратились в маленькие колокольчики. И суждено им скитаться по российским дорогам и ждать, когда настанет время вернуться в Новгород. А вернутся они тогда, когда на Руси наступит воля, чтобы вновь слиться воедино в вечевой колокол. Тогда поплывёт над страной вольный звон — и кончатся все наши неустройства и неурядицы.