«Матильда» раздора
«Не читал, но осуждаю»
Не так давно на наших экранах прошёл сериал о Екатерине II. Телезритель увидел российскую императрицу — мудрого государственного деятеля, но при этом женщину далеко не пуританских взглядов. Однако ни у кого это не вызвало никакого волнения.
Театр абсурда случился с фильмом «Матильда», которого ещё почти никто не видел. Стало известно только, что он о Николае II, а название намекает на то, что сюжет построен на отношениях царя с балериной Матильдой Кшесинской.
Вот, собственно, и всё. Но некая группа людей внезапно стала вести себя неадекватно. Выступая якобы от имени всех русских и всех православных, они рассылают угрозы руководителям кинотеатров, жгут автомобили и агрессивно набрасываются в соцсетях на каждого, кто позволяет себе усомниться в правильности такого поведения.
Не обошла эта волна и нашу область: три сотни калужан обратились с письмом к губернатору с требованием недопущения демонстрации «богохульного и кощунственного фильма» на территории региона. При этом свои требования они цинично обосновывают необходимостью «сохранения мира и стабильности в обществе».
«Не сотвори себе кумира»
Они появились внезапно и как будто из ниоткуда. Эти люди поклоняются Николаю II. Формальный повод — канонизация семьи последнего российского царя. В августе 2000 года Архиерейский собор РПЦ принял следующую формулировку: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».
Решение это было принято далеко не единогласно, но в итоге политика победила. В то время иерархи РПЦ вынашивали идею объединения с РПЦЗ — эмигрантской церковной организацией с центром в Нью-Йорке, — и данное решение было как бы шагом навстречу этому со стороны Москвы.
Никто не предполагал, что на этом основании впоследствии будет создано целое религиозное течение так называемых царебожников, которые поклоняются Николаю II как искупителю, таким образом обожествляя его. Подводят к этому постепенно, сначала внушая, что последний российский император был идеалом государственного правителя и семьянина.
Ловушка для православных
С точки зрения православных канонов поклоняться Николаю II — чистейшая ересь, а царебожники — классические сектанты. Однако явного раскола по этой линии в православном сообществе нет. Сами царебожники себя РПЦ не противопоставляют, скорее, наоборот, ведут себя как образцовые верующие, наиболее рьяно ратующие за православные ценности и общественную мораль.
«Ты православный, ты за семейные ценности? Мы тоже — значит, ты с нами! Николай II — православный святой, поэтому мы против «Матильды»! Если ты с нами — значит, ты тоже должен быть против «Матильды!»
Используя такую вот логическую ловушку, царебожники и вербуют сторонников, в первую очередь — в православной среде, среди тех, кто не в состоянии дать отпор, аргументированно объяснив, что вера не запрещает иметь собственное мнение и не заставляет набрасываться на тех, у кого оно иное.
Няша и немного мистики
В последний год ХХ века американский художник Марк Райден нарисовал картину, которую назвал «Slayer» («Убийца»). Название явно диссонировало с главным персонажем картины — девушкой нарочито ангельской внешности, которая, как со временем оказалось, как две капли воды похожа на… Наталью Поклонскую. Мистические совпадения на этом не заканчиваются: за спиной девушки-«Поклонской» виднеются горы, которые можно рассматривать как намёк на Крым, а над её головой изображена пчела — символ с герба Симферополя.
Она стала всенародной любимицей благодаря своей внешности и красивому мифу, созданному СМИ. Однако затем начались странности. 9 Мая прошлого года Поклонская оказалась в колонне «Бессмертного полка» с портретом Николая II. Кто-то увидел в этом неуважение к остальным участникам, другие были настолько очарованы её медийным образом, что тут же стали оправдывать это, по их мнению, невинное чудачество.
Однако есть все основания полагать, что это была отнюдь не её личная инициатива, а профессионально проведённая пиар-акция. Цель — введение в общественный дискурс темы Николая II, которой до этого вообще мало кто интересовался. Затем прошедшая в парламент по партийному списку «Единой России» Наталья Поклонская фактически становится лидером общественного движения противников фильма «Матильда».
Царебожники сходятся с либералами
Целью атаки на «Матильду» на самом деле является государственная власть как таковая. Правительство выделило деньги на экранизацию, выдало прокатное удостоверение — какие ещё нужны доказательства? Добро пожаловать в новую реальность, когда малочисленная, но идеологически заряженная и целеустремлённая группа агрессивно диктует свою волю власти и подчиняет себе пассивное большинство. Как известно, труднее всего раскачать на массовые беспорядки людей среднего возраста: они заняты работой, у них есть карьерные цели, есть обязательства перед семьёй. Митинговать идут те, у кого, во‑первых, избыток свободного времени, во‑вторых, дефицит социализации. Под два этих критерия подходят неработающая молодёжь и неработающие пенсионеры.
Обе эти группы мы наблюдали на киевском майдане, они же раскачивают общество в сегодняшней России. Первых ведёт Алексей Навальный под лозунгом борьбы с коррупцией, вторых — Наталья Поклонская под лозунгами борьбы за веру и семейные ценности. И при этом совершенно неважно, кто и под какими лозунгами собирает толпу, главное всегда — это цель и конечный результат.
Выводы
Сейчас мало кто помнит, что всего пару десятков лет назад никакого исламского терроризма не было и в помине. Но потом мир узнал о писателе Салмане Рушди и его романе «Сатанинские стихи». Книгу эту никто не читал, но скандал ловко раздувался, и в мусульманской среде как грибы после дождя стали появляться радикальные движения. Рушди спрятали на британской военной базе, а радикалы от угроз перешли к действиям и дошли в итоге до отрезания голов детям.
Вам это ничего не напоминает? Если ждать, пока «само рассосётся», может случиться так, что через какое-то время и словосочетание «православные террористы» станет таким же привычным.
В России необходимо срочно браться за освоение новейших технологий управления общественными процессами. Сначала на уровне науки — стремительно развивающейся сейчас на Западе коммуникативистики, а затем и на уровне государственного управления. Очень хочется надеяться, что работа в этом направлении начата, однако никаких внешних признаков этого пока нет.