Артамонов раскритиковал политику федерального Минфина
Губернатор Калужской области Анатолий АРТАМОНОВ в среду, 11 января, в интервью «Российской газете» раскритиковал политику федерального Министерства финансов России.
С 2001 года общее число регионов-доноров в стране сократилось с 20 до 13. Артамонов отметил, что дотационными уже стали Пермский и Красноярский края, Республика Коми, Челябинская, Оренбургская, Ярославская и Липецкая области.
- Ясно, что это не их вина, - цитирует губернатора издание. - Причиной явились внешние обстоятельства. А именно политика межбюджетных отношений, которую проводит министерство финансов в последние годы. Для регионов она носит дестимулирующий характер. Получается так: чем выше темпы развития экономики, а значит и роста бюджетных поступлений, тем хуже для региона. Причем под одну гребенку попадают и те регионы, чьи собственные доходы исторически существенно превышали расходы, и те, которые едва переступили грань самообеспечения.
Артамонов подчеркнул, что не умаляет в целом заслуг министерства финансов в обеспечении макроэкономической стабильности в стране, но взял на себя смелость утверждать, что к сокращению числа регионов-доноров ведет бюджетная политика, которая подталкивает регионы к дотационности и убивает у них желание развиваться.
- Следуя этой логике, гораздо проще и выгоднее быть дотационным субъектом, нежели постоянно прикладывать усилия для роста экономических показателей, расширять налоговую базу, повышать бюджетную обеспеченность, - говорит глава Калужской области. - Дотационный регион гарантированно получит федеральную финансовую поддержку, а донор, как, например, Калужская область, не только полностью лишится дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, но и в значительно больших пропорциях станет софинансировать федеральные программы, что является еще большей бедой.
По его словам, в текущем году доля участия в софинансировании федеральных программ увеличивается с 30% до 52%, что приведет к росту расходов регионального бюджета, по меньшей мере, на 2,5 миллиарда рублей и отрицательно скажется на его сбалансированности.
- При существующем объеме собственных доходов областного бюджета станет невозможной государственная поддержка агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства, несырьевого экспорта, - сожалеет губернатор. - Нам придется полностью отказаться от участия в реализации программ по строительству школ и других социальных объектов.
Говоря об успехах Калужской области, Артамонов отметил, что объём налоговых доходов федерального бюджета, мобилизуемых на территории региона, с 2006 года увеличился более чем в четыре раза. Ежегодные налоговые отчисления резидентов индустриальных парков выросли практически с нуля до 15,6 миллиарда рублей. Начиная с 2006 года от деятельности резидентов индустриальных парков в федеральный бюджет перечислено 85,6 миллиарда налогов (или 278,8 миллиарда рублей с учетом таможенных платежей). При этом консолидированный бюджет Калужской области получил от них доходов в 8,3 раза меньше, чем федеральный бюджет (33,6 миллиарда рублей).
- Создание высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях «новой» экономики приводит к росту средней заработной платы по экономике, а значит, бюджет области получил дополнительную нагрузку при выполнении майских указов президента, - жалуется губернатор. - Выходит, что регионом-донором быть почетно, но не выгодно. Последствия нашего экономического развития заставляют и нас, вслед за коллегами из других регионов, всерьез задуматься над тем, чтобы вернуться в число дотационных регионов.
Чтобы как-то исправить сложившуюся ситуацию, он предлагает сохранить регионам, которые самостоятельно добились роста бюджетной обеспеченности, хотя бы 3-5 лет дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Кроме того, Артамонов хочет, чтобы для регионов-доноров не менялись пропорции софинансирования федеральных программ. Также, считает глава Калужской области, необходимо совершенствование механизма оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением грантов за достижение наивысших темпов роста экономического и налогового потенциала территории на основе показателей, которые зависят только от деятельности органов региональной или муниципальной власти.