Скульптуры Калуги: стёб над жадностью, или как вахтёр «сыграл» Циолковского
На прошлой неделе в тайм-кафе на улице Театральной лекцию читала художник Светлана ФАРНИЕВА - автор многих городских скульптур Калуги. Её можно считать в этом деле первооткрывателем. Ведь до её работ в областной столице были лишь монументальные скульптуры а-ля памятник Кирову и Ленину.
Светлана Фарниева в своей мастерской.
Лекция была больше похожа на дружескую беседу. Светлана откровенно рассказала о том, как рождаются скульптуры, с какими трудностями приходится сталкиваться в процессе работы над ними, и даже немного приоткрыла тайны литейного процесса.
Работы Светланы можно увидеть по всей области. Но известна скульптор стала именно благодаря памятникам в Калуге.
Первой работой был «Памятник театральному зрителю», установленный возле драмтеатра в 2008 году.
- Для меня Девушка с билетиком – это счастливая рука судьбы. Если честно, изначально я сразу представила себе мужчину- театрала. Сделала несколько вариантов, но выбрали вот такой.
До этого Светлана не работала с бронзой. Поэтому не ожидала, что материал со временем даст усадку - Девушка стала более хрупкой и миниатюрной.
Скульптура вызвала небывалый интерес у калужан. Каждый желал с ней сфотографироваться, а в её сумочку на счастье положить монетку. Любители экстравагантных фото атаковали памятник в вечернее и ночное время. Сторожа не успевали их отгонять.
Но со временем к памятнику привыкли, к тому же в городе стали появляться новые скульптуры.
По-настоящему ударным для Светланы стал 2011 год. Она еле успевала выполнять заказы.
Тогда же появилась, пожалуй, самая неоднозначная калужская скульптура – «Денежный мешок». Его установили 1 апреля.
Открытие скульптуры.
- Это был стёб над людской жадностью. Хотите денег – нате. Жаль, что умные люди этого не увидели. Ценность не в деньгах, это же и ежу понятно. Мешок оказался для меня счастливым - волшебным. После буквально посыпались разные предложения. Говорят, что того, кто мешок потрёт или на него присядет, ждёт финансовое благополучие. Этот ритуал придумал директор драмтеатра – Александр Кривовичев. И он действительно работает.
А вскоре на Театралке поселился сам Константин Циолковский. «Грезы о небе» - одна из любимейших скульптур у калужан.
– Времени для её изготовления было в обрез. Мы поняли, что лепить велосипед нет никакой возможности, надо было найти какой-то старый велосипед, который можно использовать – с него сформовать. И мы нашли очень похожий на велосипед учёного, у Циолковского был в принципе такой же, только чуть-чуть другой руль – более изогнутый. А для того, чтобы сформовать велосипед, нужно исходный разобрать по винтикам. И владелец велосипеда это нам позволил. После всех манипуляций краска на велосипеде попортилась, он потерял 50% от своего товарного вида. А потом выяснилось, что это первый и единственный велосипед того человека, который нам его предоставил.
Калужане любят фотографироваться с этой скульптурой.
Кстати, сразу несколько натурщиков позировали для будущей скульптуры учёного. Среди них были вахтёр «кулька» и актёр калужского драмтеатра.
- Актёр Михаил Пахоменко в своё время играл Циолковского, у него даже сохранились соответствующие костюмы. Для нас он перемерил несколько. Самый лучший – длинная рубашка – толстовка. Мы её в итоге и использовали. Стали думать, что сделать, какую позу ему принять - на стуле сидеть не годится. Нашли где-то за кулисами велосипед без переднего колеса, поставили на подпорку.
Отсняли позировку на фотоаппарат. Актёр стоит, я ему говорю: «Представьте, что учёный уже старенький». И у него раз - и ноги подогнулись. Очень много интересных поз у актёра нашлось – пригодятся для других скульптур. Он в роль здорово вжился.
Скульптуру изготовили в Москве. Перевозили в грузовой машине с открытым верхом. Москвичи, хоть и не признали учёного, но бурно на скульптуру реагировали.
- Водители тормозили рядом с нами, открывали окна, махали, все очень радовались. На автозаправках к нам даже подходили и спрашивали: «Почём? Давай мы его у тебя купим!».
У калужан работа такую реакцию не вызвала.
- Только девчонки на Северном удивились, когда мы проезжали мимо.
22 июня 2011 года на аллее, ведущей к площади Победы, появился бронзовый ветеран. Прототипом стал житель Кондрово Петр Федорович Филиппенков. В годы войны он был танкистом.
- Для чего прототип берётся? Лицо, в принципе, можно придумать самому - это меньшая из проблем. А придумать складки на одежде практически нереально. Если всё это брать из головы, получится болванчик. Лучше жизни ещё ничего не придумано. Для мешка у нас тоже был натурщик - настоящий мешок. Художник не должен врать… Пётр Фёдорович - кадровый военный, после войны служил в самых горячих точках. У него и сейчас осталась выправка военного человека. Скульптура ему понравилась.
Помня о том, что бронза со временем даёт усадку, скульптуру ветерана сделали чуть крупнее оригинала.
- Мы всё время спорим с архитектором Александром Курцом. Он считает, что скульптура должна возвышаться над человеком. Кстати, мы заметили, что окружающая среда очень съедает силуэт скульптуры. Одна из моих последних работ – памятник известному врачу Святославу Фёдорову.
Несмотря на то, что размер скульптуры два метра, она не смотрится большой. Ведь стоит на открытом пространстве. В жизни же Фёдоров был невысоким человеком.
Иногда в процессе работы Светлане приходилось срочно вносить изменения в скульптуру. Так, постамент, на котором должен был стоять памятник матери, уменьшили в два раза, на Факелоносца комиссия решила надеть трусы и поменять факел в руках.
Не всегда отлитые части скульптуры при сборке совпадают, порой они вообще принимают в печи совершенно не те формы, что хотел автор.
- На скульптуре Циолковского швы до сих пор видны, надо было её тёмной делать. Не все части изначально состыковались: плечи не совпадали, спина - здесь, а лопатки – там. Приходилось резать, переделывать вручную.
Левая часть арки, украшающей памятник матери, отличается от правой. Кузнец выковал её иначе, чем задумала Светлана.
– Одно дело эскиз принести, а другое – сделать по эскизу. До открытия памятника оставались считанные дни, звонят из кузни: «Приезжайте, что-то нам не нравится арка». Видим, стоит площадка, а на ней в ряд 5 мётел, каждая - по 4 метра в длину. А должны быть веточки, переплетающиеся между собой. Пришлось перековывать, переделывать, как мы не бились, арка получилась немного корявая.
- Рыбку не в тот «бассейн» воткнули, Факелоносца не там поставили, - признаётся скульптор.
Рыбка была изготовлена для другого фонтана, о Рыбаке тогда и речи не шло. В итоге Рыбак и Рыбка получились несоразмерными. Ведь делали их разные авторы.
- Факелоносца изначально хотели поставить напротив Детского мира. А затем сказали: «Туда нельзя, это аллея ветерана. Никаких олимпийцев быть не должно». Мы предлагали установить скульптуру на аллею на улице Степана Разина. Но поставили её на площадь у дома Шамиля. Факелоносец там не смотрелся – штырь, а на ней лепёха такая.
История о том, как на Факелоносца надели трусы и заменили ему факел, сейчас воспринимается как анекдот.
- У нас была запланирована лента, прикрывающая наготу. Но самое смешное - не трусы, бог с ними, а замена факела.
Изначально Светлана сделала факел в стиле летних олимпийских игр, но его попросили заменить на факел зимней олимпиады. А потом оказалось, что чиновники не получили разрешение на использование олимпийской символики. В итоге вернули первоначальный вариант, а самого олимпийца сослали на Правый берег.
Светлана считает, что лучшая работа у неё ещё впереди. Пока «заморожен» проект памятника поцелую – нет денег.
- Монументальными памятниками мы пресытились, они стандартные, с ними работать скучно… Смотришь в других городах - чего только нет. В Испании скульптур больше, чем людей. Интересно когда скульптуры разные, выполнены в разных стилях и направлениях.
Фото из архива «Калужского перекрёстка».