Калуга рискует остаться без набережной и «Старого города»
Центральное место на планёрке в горуправе в понедельник, 23 ноября, занял доклад главного архитектора Калуги Сергея ТКАЧЕНКО. Заявленная им тема звучала интригующе: «О проектах развития Калуги и последствиях их невыполнения». Одной из причин появления этого доклада стало мизерное количество денег – всего 2 млн. рублей, – которое запланировано в муниципальном бюджете на следующий год на территориальное развитие города.
- Управление архитектуры и градостроительства подало заявку на комплекс проектных работ на 2016 год, сопроводив их пояснительными записками и сметами. Работы накопились за много лет, поэтому их объём достаточно велик, - рассказал в своём выступлении Сергей Ткаченко. – В проекте бюджета МО «г. Калуга» из 9,4 млрд. руб. на проектные работы предусмотрено 2 млн. руб., то есть это 0,02% от общей суммы. Экономический кризис практически не отразился на итоговой цифре муниципального бюджета. Социальная сфера, содержание городских территорий, обеспечение безопасности сохранили свои параметры. В распределении оставшихся средств возобладала стратегия быстрых результатов – планируем делать то, что на виду, то, что даёт сиюминутный эффект деятельности: озеленение, благоустройство дворовых территорий, детские площадки, остановки общественного транспорта, ямочный ремонт. Кризис коснулся только территориального развития города. Сокращение нашего бюджета по отношению к предыдущим годам произошло в 5 раз.
По словам главного архитектора, запланированных 2 миллионов рублей хватит только на реализацию проекта планировки квартала, ограниченного улицами Ленина, Дарвина, переулком Карпова и Гостинорядским переулком. Он предполагает организацию земельного обмена в интересах Русской православной церкви.
- Сегодня проект планировки накрывает менее 5% территорий города. Это чрезвычайно недостаточно, тем более, что с 1 марта 2015 года вступило в силу положение федерального закона №171 «О внесении изменений в земельный кодекс РФ» о размещении объектов капитального строительства только на основании проектов планировок. Это очень существенно.
Далее Сергей Ткаченко перечислил основные заявки и коротко прокомментировал, чем чревато их невыполнение. Своё выступление главный архитектор для наглядности подкрепил серией слайдов. Выглядели они лаконично: название того или иного проекта, перечёркнутое жирными красными линиями – чтобы было понятно, каких важных объектов может лишиться город, а также какие новые проблемы в довесок к существующим он может получить при отсутствии работы по территориальному планированию.
Например, без плана красных линий в центральной части города избежать хаотичной застройки вряд ли удастся.
- Как хотим, так и строим. Даже угроза судебного преследования не всегда останавливает самостройщиков.
Отсутствие практики резервирования территории для будущего дорожного строительства чревато серьёзными транспортными проблемами.
- Что мы будем делать потом, когда всё пораздадим и выяснится, что у нас не хватает территорий для того, чтобы хоть как-то решать транспортные проблемы в городе?
Утренние и вечерние пробки на улице Генерала Попова и дороге на Шопино – следствие той самой необходимой работы по планированию территориального развития города.
Наличие ортофотоплана города помогло бы установить новые границы участков и, как следствие, прилично увеличить налогооблагаемую базу по земельному налогу. Именно так произошло в Нижнем Новгороде. Однако в Калуге денег на разработку ортофотоплана пока не нашлось.
Ещё один важный проект связан с созданием инженерного каркаса развития города.
- Здесь меня поймут коллеги, которые занимаются инженерией города и прекрасно понимают, как у нас обеспечена Калуга теми же ливневыми стоками, как часто рвутся электрические сети. Всё это не сведено в единую систему. А это тоже может привести к экономии бюджетных средств.
Под угрозой реализации оказалась принятая ещё в 2012 году долгосрочная целевая программа реконструкции и реставрации исторического центра Калуги «Старый город».
- Несколько раз в год Управление архитектуры отчитывается в собственном бессилии, поскольку бюджетные средства на эти программы не выделялись ни разу. В то же время мы говорим о развитии туризма, комфортной городской среде и считаем, что это появится само собой.
Дома на улице Воскресенской ветшают и разрушаются.
По мнению Сергея Ткаченко, под вопросом может оказаться и строительство набережной реки Оки, запланированное к 650-летию города Калуги.
- Без проекта планировки никакое строительство невозможно. Даже проектирование. Но оно ведётся.
Под вопросом и судьба проектов планировки и строительства прилегающих к набережной кварталов.
- Смею вас уверить, что все участки прекрасненько будут раскладываться известными действующими инвесторами. Что-то там будет построено. А потом спросим: почему нет детских садов? Почему там сплошные магазины? Почему там уродливые гостиницы из силикатного кирпича, которые навсегда изуродуют облик города во всех отношениях, в том числе с Правого берега.
Одним из приоритетных направлений главный архитектор обозначил реконструкцию сквера Волкова, создание там общегородского спортивно-общественного центра.
- Всё должно быть сделано по профессиональному проекту, а не в порядке благоустройства территории. Да, мы можем там что-то посадить, разбить дорожки, но это опять откладывает тот момент, когда территория будет работать на город на полную мощность как общегородской общественный центр. То же самое касается и набережной Яченского водохранилища.
Сквер Волкова.
- В развитии города начинается новый виток. Этот процесс необходимо планировать. Но средств на это в городском бюджете нет. Я понимаю, что объекты будут строиться, но делать это с нарушением законодательства недопустимо, - резюмировал своё выступление Ткаченко.
Руководителей областного центра доклад главного архитектора совсем не вдохновил и даже расстроил.
- В начале, чтобы говорить, что что-то не делается, нужно запланировать то, что нужно сделать, - сказал в ответ начальник Управления городского хозяйства Андрей ЛЫПАРЕВ. – Мы ещё в прошлом году приняли от министерства обороны микрорайон «Байконур». Что у нас с проектом его планировки? Денежные средства на это не такие большие нужны. Там сейчас достаточно много свободных земельных участков. Их надо развивать. Вопрос: сколько денег на это нужно? Если мы говорим о транспортной инфраструктуре, то сколько это всё-таки будет стоить, какие этапы реализации?
Пользуясь случаем, Андрей Лыпарев покритиковал и программу «Старый город».
- Я, когда ещё занимался Управлением ЖКХ, не понимал: 20 млн. отдать на то, чтобы просто отреставрировать 6 домов. А дальше-то что? Итог какой? Я в этой программе не увидел ни благоустройства, ни развития пешеходной зоны. Но это же должно быть.
Дискуссия закончилась просьбой к главному архитектору разработать совместно с Управлением строительства и земельных отношений муниципальную программу развития города, в которой были бы обозначены стратегические задачи не только для отдельных районов, но даже для кварталов.
Как скоро появится этот проект, неизвестно. Но, очевидно, что не в этом году. А значит, весь следующий Калуга, скорее всего, снова будет жить сегодняшним днём, за счёт стратегии быстрых результатов.
Фото автора и Светланы ТАРАСОВОЙ.