Калужанин-колясочник играет в теннис, летает на параплане и ездит по миру
О Егоре Мамонове – колясочнике-путешественнике – мы уже рассказывали несколько лет назад. Не так давно он вернулся со Всероссийского фестиваля инвалидов «Паракрым-2015» и поделился с нами своими впечатлениями.
- Калужскую область представляли пять спортсменов. Каждый из нас выступал в двух видах: Людмила Силакина пробовала свои силы в пауэрлифтинге и толкании ядра, Надежда Сычёва – в метании ядра и дартсе, Александр Коробов – в пауэрлифтинге и теннисе, Сергей Тихонов – в теннисе и дартсе, я - в теннисе и плавании.
Команда Калужской области.
Всего в Евпатории собралось 700 спортсменов-инвалидов со всей страны. Участие в фестивале было важнее победы.
Помимо состязаний были организованы тренировочные занятия: управление квадрокоптером, полёт на параплане, погружение с аквалангом.
А наша землячка - Надежда Сычёва - даже прыгнула с парашютом.
Надежда Сычёва в небе.
- Не каждый здоровый человек на такое решится, - считает Егор. – А для колясочцы это сродни подвигу. И я хотел прыгнуть, но у меня были соревнования. Зато удалось полетать на параплане. С инструктором обсудили моменты отрыва и приземления. Очень понравилось, всем советую. Ощущения потрясающие. Ты раздвигаешь границы своих возможностей и понимаешь, что можешь больше, чем тебе кажется.
Егор с супругой Татьяной на параплане.
Напомним, что травму Егор получил в 2002 году. Неудачно нырнув в воду, он стал инвалидом.
- Жизнь полностью изменилась. Я оказался в абсолютно новом мире, о котором ничего не знал. Адаптироваться помогли жажда жизни, поддержка близких и спорт. Главное - не замыкаться в себе, двигаться дальше.
Инвалидность не помешала Егору найти работу, завести семью. А 2,5 года назад у него родился сын.
- С супругой я познакомился после травмы. Можно сказать, у нас завязался служебный роман. Я приехал в санаторий, в котором она работала инструктором по лечебной физкультуре. Отношения развивались стремительно, вместе мы уже 6 лет.
Егор родился и вырос в Тюменской области, высшее образование получил на Украине. А после травмы решил переехать в Калугу.
- На Севере оставаться не было смысла, - рассказывает он. – Были периоды, когда мне приходилось находиться в квартире безвылазно по 3-4 месяца. Холодно. Снежно. Выйти на улицу невозможно - мы жили в 9-этажке.
С тех пор, как я переехал сюда, Калуга заметно изменилась. В ней стала появляться доступная среда. Я много гуляю по городу, в парки хожу - дома сидеть не приходится. Тротуары делают удобные, многие объекты приспособлены для колясочников. Но для этого зачастую приходится писать, например, в больницы. Бывает, идут навстречу, бывает, получаю отписки.
По словам Егора, самыми приспособленными местами для инвалидов по-прежнему остаются торговые центры.
- Я давно хотел проехаться на троллейбусе с низким уровнем пола. Недавно мне это удалось. Троллейбусы действительно удобные: легко заехать, сразу же выходят пассажиры, помогают въехать и выехать. Единственное неудобство: полтора часа я ждал именно такой троллейбус.
Егор на Всероссийском фестивале.
При этом Егор признаётся, что он, проживая в одной из новостроек на Правом берегу, лишён возможности пользоваться общественным транспортом. До остановки даже здоровому человеку идти минут 15. В подобной ситуации находятся и колясочники, проживающие в других микрорайонах города, находящихся в удалении от остановок.
- Я уверен, что ситуация со временем изменится в лучшую сторону. Например, сейчас строится много жилых домов, приспособленных для наших нужд. Мой входит в их число. Я обратился к застройщикам на этапе строительства, и квартиру по всем нормативам сделали для колясочника: широкие дверные проёмы, ванная, туалет с запасом. У меня в Калуге есть определённый круг знакомых-колясочников, я им говорю: «Ребята, вы живёте в «хрущёвках» в центре, а за эти деньги можно купить в новостройке квартиру, где будет удобный пандус, и вы без проблем сможете выходить на улицу». Они отказываются. Я понимаю, что это не всегда только от них зависит. Но многие инвалиды прячутся в своей «скорлупе», отгораживаются от окружающего мира.
- Вы обращаете внимание на косые взгляды на улице?
- Это не моя проблема, это проблема людей, которые на меня смотрят. До рождения ребёнка мы часто с супругой ходили и в театр, и на концерты, я дискомфорта не испытывал. Обычная прогулка в магазин даёт возможность раскрепоститься.
- Как вам удалось найти работу?
- Я обратился в центр занятости, и мне помогли. Сейчас работаю на одном из иностранных заводов ассистентом по приемке материалов. Мне организовали рабочее место в соответствии со всеми стандартами. Свои функции я выполняю наравне с абсолютно здоровыми людьми. Если хочешь работать, надо заявлять о себе и стучаться во все двери.
Часто хочется помочь таким же, как я, выйти на улицу, увлечь чем-то. Порой сталкиваюсь с тем, что им это не нужно. Они сами себя обрекают на такую жизнь. Им так удобно. На прошлой работе руководитель предложил мне расширить группу сотрудников-колясочников, работающих удалённо. Когда я попытался их привлечь, многие говорили: «А зачем мне работать, у меня есть пенсия, мне хватает». Я этого не понимаю, ведь всегда хочется чего-то большего - больше увидеть, больше узнать. Поэтому я путешествую – не только по России, но и за границей был. Сейчас задумываюсь о получении второго высшего образования.
Егор в Лондоне.
- Машина – мои вторые ноги. Я на ней и по городу передвигаюсь, и за город езжу. Недавно в Калуге колясочник открыл автосервис и запустил установку ручного оборудования на автомобили. Это для нас большое подспорье. Когда я ставил ручное оборудование, очередь была на полгода вперёд, а теперь можно всё быстро решить.
В принципе, у города большой потенциал. Отношение к нам меняется, доступная среда - это не только пандусы, проблема Калуги – туалеты, причём даже для здоровых людей.
Фото: из личного архива Егора Мамонова.