Церковь ответила на критику калужских архитекторов
В четверг, 9 июля, главный архитектор Калуги Сергей ТКАЧЕНКО провёл очередное совместное заседание градостроительного и экспертно-консультативного общественного советов. Повестка дня была довольно насыщенной, состояла из шести вопросов. Одним из самых эмоциональных стало обсуждение темы строительства возле храма в честь Успения Пресвятой Богородицы по адресу: Достоевского, 2 – здания духовно-просветительского центра.
Как мы рассказывали, в адрес митрополита Калужского и Боровского Климента, а также руководства города, поступило коллективное письмо группы художников и архитекторов, которые считают данный объект грубой градостроительной ошибкой, «разрушающей как образ самого храма, так и значительной части сохранившегося фрагмента старой Калуги». При этом авторы послания особо отмечают: саму необходимость возведения здания духовно-просветительского центра они под сомнение не ставят.
- Нас обвинили в том, что мы портим некий основной вид храма. Для меня это удивительно, - прокомментировал на заседании советов настоятель Успенского храма протоиерей Андрей БЕЗБОРОДОВ. – Этот храм всегда был архитектурной доминантой со стороны современной улицы Достоевского. Вы не найдёте ни одну историческую фотографию, на которой он был бы сфотографирован с территории улицы Плеханова. Почему? Во-первых, потому что это была окраина Калуги. Во-вторых, там всегда располагалась ограда, а со стороны улицы Плеханова находилось здание, которое так же закрывало храм. Скорее всего, это был дровяной сарай. Ни одной фотографии нет, потому что он не очень презентабельно смотрелся с той стороны.
В качестве доказательства своих слов настоятель продемонстрировал несколько исторических снимков храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, сделанных, естественно, со стороны улицы Достоевского.
По словам Андрея Безбородова, проект строительства духовно-просветительского центра согласован с министерством культуры и туризма Калужской области, а также получил положительное заключение историко-культурной экспертизы.
- Строительство ведётся достаточно аккуратно. Проект сделан так, чтобы он был в едином комплексе с храмом и некоторыми деталями повторял его. Причём исторический вид – доминанта с улицы Достоевского – никак не пострадал, всё это остаётся, как положено.
Поэтому, когда пишут, что строится какой-то там монстр, трущоба, это неправильно. Всё будет покрашено, приделаем колонны, и это будет единый храмовый комплекс.
Несмотря на заверения настоятеля храма о том, что все разрешительные документы имеются, выяснилось, что их привели в порядок не сразу и что начинался проект как самострой. Более того, строительство происходит на территории архитектурного памятника, что, по идее, противоречит федеральному законодательству. В ходе дискуссии, впрочем, оказалось, что противоречий как бы и нет: охранная территория вокруг памятника не определена, а значит – теоретически – пристроить к нему можно всё что угодно.
Кстати, сам Андрей Безбородов признался, что и в церковных кругах «были споры, сомнения на счёт того, где это должно располагаться».
- Может быть, с этим проектом стоило бы обратиться к архитектурной общественности до начала строительства? – поинтересовался начальник областного Управления архитектуры и градостроительства Олег СТРЕКОЗИН.
Ответ священнослужителя прозвучал несколько неожиданно:
- Я не знаю, что такое архитектурная общественность.
- Это те люди, которые вас сейчас окружают.
- Я думаю, что архитектурная общественность не представляет из себя некую единую массу. И архитектурная общественность указывала бы своё мнение. Более того, я знаю некую особенность Калуги, которая любое начинание: «А вот так, а вот так – лучше». Лучшее – враг хорошему. Мы бы погрязли в этих согласованиях. Мы взяли то, что необходимо на данный момент. Во-вторых, появился человек, который в данный момент может проинвестировать это строительство. Поэтому ждать несколько лет, когда общественность договорится – а она никогда не договорится – мы не стали.
- Я очень рад, что у вас наконец-то появился участок, где вы можете спокойно пройтись, - поздравил протоирея один из архитекторов. – Но, с другой стороны, вы построили незаконно. Как к этому отнесётся господь бог?
- Это не ко мне вопрос. Задайте его господу богу, - парировал Андрей Безбородов. – Но для меня ответ очевиден. Мы обратились за благословением к старцу Илию. Он не просто благословил, он написал вот здесь, на этом проекте: «Да будет Божье благословение на устройство данного духовного центра». Я ответил на ваш вопрос?
- Вы считаете, что это заменяет собой законы Российской Федерации и позволяет вам не проходить принятые законом процедуры? – заметил другой участник совещания.
- Я считаю, что этот вопрос некорректен, - заявил настоятель храма. – Мы все процедуры прошли. На данный момент все документы есть.
На этом, собственно, обсуждение темы закончилось. Тем более, что все остальные члены градостроительного совета и ЭКОС к появлению возле церкви здания духовно-просветительского центра отнеслись, в целом, благосклонно. Хотя у пары человек и возникли некоторые сомнения в квалификации проектировщиков и в том, что у них есть право работать с подобного рода объектами.
Фото автора.