Сними и накажи. ГИБДД запускает "инстаграм" для борьбы с дорожными нарушителями
До конца 2016 года МВД России планирует запустить мобильное приложение, с помощью которого граждане смогут сообщать о дорожных хулиганах. Как выяснил Лайф, программа будет создана по принципу популярных сервисов Periscope и I****gram, только с утилитарной целью и без "лайков". Ролики с автохамами будут аккумулироваться на специальном сайте, к которому смогут получить доступ граждане. Без изменения законодательной базы автомобилистам в качестве свидетелей придётся посещать суды, что поставит крест на проекте, считают эксперты.
Как выяснил Лайф, ответственным непосредственно за разработку программного продукта назначено Министерство связи и массовых коммуникаций России, МВД выступает в роли заказчика. В пресс-службе МВД эту информацию не комментируют, не особо делятся ей и в Минкомсвязи.
— Работа в данном направлении ведётся, — сообщили в Департаменте внешних коммуникаций Минкомсвязи России.
В курсе этой работы депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, курирующий в нижней палате парламента вопросы "дорожного законодательства".
— Работа над приложением идёт, и до конца года оно будет запущено. Данный программный продукт можно будет использовать на любых гаджетах, которые обладают функцией видеосъёмки. В первую очередь на смартфонах и планшетах, — поделился депутат.
По словам Лысакова, автомобилисты будут фиксировать правонарушения на камеры своих устройств, приложение автоматически будет добавлять к видео цифровую подпись с датой, геопозицией и авторством ролика. Затем видео отправляется на сервер ГИБДД, где специально обученные сотрудники квалифицируют состав правонарушения и в зависимости от этого выпишут протокол об административном правонарушении.
Затем всё в точности по аналогии с "письмами счастья" видеофиксации нарушений ПДД: нарушитель получает по почте штраф, который он должен оплатить либо оспорить в суде. В последнем случае, опять же по аналогии с видеокамерами ГИБДД, проштрафившемуся гражданину уже придётся доказывать, что он не виноват.
Приложение не даст возможности добавлять сторонние видеофайлы, снять ролики для гаишников можно будет только из этой программы. Это, по мнению разработчиков, должно исключить возможность фальсификаций. Предполагается, что копии видеозаписей авторы смогут использовать и далее в своих целях: продавать телеканалам и размещать в соцсетях и на видеохостингах.
Ключевая проблема задумки полицейских — убедить водителей делиться видео авторизовано. Ведь регистрироваться в программе граждане будут через аккаунт госуслуг.
По мнению Лысакова, цифровая подпись поможет решить эту коллизию, а правонарушители так и не узнают, кто на них донёс, если, конечно, дело не дойдёт до сложного процесса в суде, требующего свидетельств автора ролика.
— Видеофайл будет являться доказательной базой, так как данные в приложении будут защищены, их нельзя будет взломать или подделать. Основываясь на таких данных уже можно выписывать постановление о наложении штрафа. Так сейчас происходит с результатами работы камер автоматической фото- и видеофиксации, — сообщил Лысаков.
Сейчас видеодоказательства используются в судах, инициативные граждане отправляют в ГИБДД ролики об автохамах, но это скорее единичные случаи. Для возбуждения производства нужны волевые усилия со всех сторон: от свидетеля —заявление в письменной форме, от гаишников — время и желание на проверку подлинности видео. Все эти препоны снимает приложение.
Эксперты рынка IT-стартапов оценивают в небольшую сумму потенциальные затраты на разработку приложения.
— Разработка такого продукта обойдётся примерно в 500 тыс. руб., но итоговая цена очень сильно зависит от функционала и разработчика, — считает Иван Гусев, глава компании BotPult.
Сама идея не нова — подобные приложения уже существуют, например мобильная версия портала "Активный гражданин", на котором жители Москвы могут пожаловаться на неудовлетворительное состояние асфальта на дороге или брошенный в их дворе автомобиль, оставив заявку с фотографией. Но в этом случае граждане просто передают информацию в электронной форме властям.
Ожидать большой популярности приложения не стоит из-за менталитета россиян, считает психолог Ольга Скорова.
— Моментально изменения не произойдут. В этом отчасти виновата ментальность россиян: в нашем обществе считается, что стучать на других, даже если они неправы, — плохо. На водителей, которые сдают своих собратьев по рулю, многие смотрят с неодобрением и презрением. Однако и сейчас есть достаточно много людей, отправляющих ролики в полицию. Эти граждане наверняка обрадуются появлению подобного сервиса, — рассказала психолог.
Эксперты в области "дорожного права" сомневаются в легитимности подобной доказательной базы.
— Чисто юридически видео, записанные с помощью приложения, могут стать поводом для проведения проверки со стороны сотрудников ГИБДД, но никак не основанием для автоматической выписки штрафа. Сейчас это просто незаконно, чтобы сделать такие видео полновесными доказательствами нарушений, придётся менять законодательство, — считает юрист Сергей Радько.
Многие нарушители, узнав, что их кто-то сдал, горят желанием найти виновника и отомстить ему. С этим связано, в частности, нежелание граждан предоставлять видеоролики с записью нарушений в ГИБДД. Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверен, что гаишниками не удастся уйти от раскрытия личности человека, присылающего видео.
— Самая главная проблема заключается в том, что необходимо доказать подлинность видео. Для этого нужно вызвать пользователя, приславшего ролик, чтобы он выступил в качестве свидетеля. В таком случае ни о какой защите персональных данных говорить не приходится, — говорит Похмелкин.
Стоит отметить, что в Европе сообщения граждан о нарушениях являются важной частью системы правопорядка.
— В Старом Свете подобная практика абсолютно нормальна и там никто не видит в ней ничего зазорного. Более того, стоит припарковаться на пять минут в неположенном месте — сразу появится бдительный местный житель, который сообщит куда следует. Зато на дорогах порядок и никто ничего не нарушает, — поделилась Скорова.
Источник: Лайф.ру
Фото: Flickr / Elio buscemi