Четвертые ворота: зачем Москве еще один международный аэропорт
В понедельник, 30 мая, в подмосковном Жуковском премьер Дмитрий Медведев открыл новый международный аэропорт. Как он появился, зачем нужен и будет ли востребован?
Кто построил аэропорт Жуковский?
Проект строительства аэропорта был задуман в 2013 году, инвестор и оператор аэропорта — ОАО «Рампорт Аэро». 25% плюс одна акция компании принадлежит госкорпорации «Ростех», остальное — литовскому холдингу Avia Solutions Group, который занимается наземным обслуживанием в аэропортах нескольких европейских стран (Литва, Польша, Украина, Италия).
Новый гражданский аэропорт был построен на базе аэродрома Летного испытательного института им. Громова — главного советского авиационного испытательного института. По нечетным годам в Раменском проходит Международный авиакосмический салон. Аэродром, построенный в 1980 году, способен принимать любые типы воздушных судов без ограничения взлетной массы. Его взлетно-посадочная полоса — самая длинная в Европе (более 5 тыс. м). Теперь к ней пристроен пассажирский терминал общей площадью 17 тыс. кв. м и пропускной способностью 4 млн пассажиров в год.
Объем инвестиций в «Жуковский» на первом этапе составил $27 млн, говорил гендиректор «Рампорт Аэро» Томас Вайшвила. Общая стоимость проекта оценивается в 10 млрд руб. После ввода в строй второго терминала площадью 60 тыс. кв. м пропускная способность аэропорта должна составить 12 млн пассажиров. Для сравнения: аэропорт Шереметьево по итогам 2015 года обслужил 31,6 млн человек, Домодедово — чуть более 30 млн, Внуково — почти 16 млн человек.
Зачем в Подмосковье новый аэропорт?
Аэропорт в Раменском задумывался в 2013 году для того, чтобы разгрузить московские аэропорты, которые к тому моменту были сильно загружены, говорит гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. Последние 15 лет пассажиропоток в стране рос на 18–20% в год, чтобы удовлетворить спрос, Шереметьево и Домодедово начали обсуждение строительства третьих полос, вспоминает он. Но сейчас ситуация изменилась. Закрытие части международных направлений и падение доходов населения привело к сокращению пассажиропотока, и «крайняя необходимость в открытии нового аэропорта пропала», отмечает Рыбак.
В январе—апреле объем перевозок пассажиров через московские аэропорты снизился на 2,4%, согласно данным статистики Росавиации (по итогам 2015 года был рост на 0,6%). По оценке Рыбака, объемы перевозок пассажиров будут снижаться еще как минимум 5–7 лет. Жуковскому будет сложно конкурировать с действующими аэропортами на падающем рынке, считает Рыбак.
Источник: РБК
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС