26% россиян боятся говорить социологам правду о своём мнении

А 17% врут о своем настоящем мнении даже в семье.
14:56 22.01.2016
6 4516

В пятницу, 2 января, «Левада-центр» опубликовал данные своего социального исследования о том, как и почему россияне врут во время социальных исследований.

Как выяснилось, выражать собственное мнение «по поводу текущих дел в стране» в соцопросах боятся 26% опрошенных центром. Почти половина респондентов уверены, что большинство наших сограждан неохотно высказывают свои взгляды, так как опасаются негативных последствий для себя. Такого мнения придерживаются 56% опрошенных.

Еще 20% считают, что «правда им самим неприятна», а 9% уверены, что люди лгут о своем мнении соцработникам, потому что опасаются неодобрения человека, который его спрашивает. 

Помимо тех 26%, кто боится выражать свое собственное мнение по поводу текущих дел в стране в социологических опросах, 23% боятся делать это в кругуколлег, а 17% врут о своем настоящем мнении даже в семье, говорят в «Левада-Центре».

Вместе с тем там поясняют, что данный опрос не ставит под сомнение реальность рейтингов Президента России.

- Ошибочно полагать, что рейтинг президента можно узнать, вычтя из официальных данных 26% тех, кто опасается выражать свое мнение социологам,— поясняет «Коммерсанту» заместитель директора «Левада-центра» Алексей ГРАЖДАНКИН. -  Иногда люди в соцопросах высказываются более лояльно к власти, чем относятся к ней на самом деле, но в реальности смещение оценок происходит плюс-минус на 5%. Путина поддерживает молчаливое большинство, которое в обсуждениях в социальных сетях или среди коллег менее активно, чем оппоненты власти.

 - Проблема социально одобряемых ответов существует не первый год, - говорит политтехнолог Константин КАЛАЧЕВ. - Это называется спираль молчания. Люди идут за большинством, боятся выделиться, суеверно предпочитают не будить лихо и отвечают заготовленными позитивными мантрами. Более точные результаты дают качественные исследования (фокус-группы, экспертные интервью). Насколько же сильно социально одобряемые ответы в количественных исследованиях искажают картинку и как с этим бороться — вопрос. Например, один и тот же человек может на вопрос “»Как Путин справился с проблемой падения рубля?» ответить «Плохо» и сказать «Да» на вопрос «Одобряете ли вы его деятельность на посту президента?». Или одновременно ответить утвердительно на вопросы «Вы за дружбу народов?» и «Вы согласны с тем, что Россия — для русских?». Многое зависит от формулировок.

Опрос проводился 20–23 ноября 2015 года среди 1600 человек в 48 регионах страны.

Источник: «Коммерсант» 
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

 


Новости по тегу
Лента настроения
4 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 6 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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