Дом-призрак, или Как калужан оставили выживать в опасном здании
Этого дома нет на карте. При этом он является объектом культурного наследия и входит в состав старинной усадьбы – дома Мешкова.
Дом Мешкова.
Хотя весь облик здания говорит о том, что никакой ценности для города оно не представляет: обшарпанные, кое-как замазанные стены, выпадающие кирпичи, треснувший, перекошенный фундамент, крыша - решето.
Двухэтажное строение скрыто от глаз случайных прохожих. Многие на вопрос, где находится дом № 48 на улице Достоевского, показывают на здание Министерства финансов – дом Мешкова. О том, что строений с таким адресом несколько, никто не знает.
- Встретила пожилую женщину, она когда-то жила в нашем районе и очень удивилась, узнав, что его ещё не снесли, - вспоминает старшая по дому Мария ПУРГИНА. – Наш дом – призрак, невидимка, он вроде бы есть, но никто его не замечает.
Не замечают его не только калужане, но и местные власти. По документам хозпостройка усадьбы Мешкова возведена в 1820 году. А когда она в последний раз ремонтировалась, люди, живущие здесь несколькими поколениями, не припомнят.
- Мне было 3,5 года, когда в 1984 году мы приехали сюда, в домоуправлении отцу дали квартиру со словами: «Бери, через год дом снесут, ты посмотри в каком он состоянии!». Я уже сама сына воспитываю, а дом всё стоит, - говорит Мария Пургина.
То, что дом всё ещё стоит – чудо. Весь фундамент двухэтажки рыхлый, стены в трещинах не только снаружи, но и внутри, потолки в квартирах идут волнами, ступеньки на лестничном пролёте перекошены.
Капитальный ремонт в своей квартире Мария сделала в 2011 году. Но радовалась этому недолго. Вскоре на потолке и стенах проступили привычные трещины, стены в спальне покрылись плесенью и грибком.
Жители дома бьют тревогу с 2009 года. Они опасаются, что в один день их дом просто рухнет. Но, похоже, что кроме них, это никого не заботит.
Мария показывает стопку обращений в различные инстанции и такую же стопку отписок. В 2011 году о плачевном состоянии дома вышла статья в нашей газете. Но проблема с мёртвой точки так и не сдвинулась. Многие люди уже потеряли надежду на то, что смогут жить в человеческих условиях, не опасаясь за свою жизнь. Лишь Мария не опустила руки. Ведь у неё растёт маленький сын, которому приходится спать в заплесневелой комнате.
- Наш дом является выявленным объектом культурного наследия, казалось бы, им должны заниматься. Так, в 2016 году я узнаю, что в ещё в 2014 году управляющая компания и городская управа заключили договор и провели обследование дома. Заключение неутешительное: крыша аварийная, несущие внутренние и внешние конструкции всего дома аварийные, дом находится в недопустимом состоянии. Управляющей компании дают рекомендации провести ремонтные работы. Жителям обещают о них детально сообщить. Но никаких ремонтных работ не проводится. Я обращаюсь к президенту. Выдано предписание на выполнение работ, контролировать их должна государственная жилищная инспекция.
Жителям ответили, что до 2018 года предусмотрен капремонт крыши и фасада, отмостки - в 2019-2023, фундамента – 2039-43 годы.
Но и после письма к президенту и ответа из его администрации домом не занимаются. Более того, со счетов дома таинственным образом исчезли деньги. После обращения в прокуратуру управляющая компания обещала их вернуть. А потом выяснилось, что УК является банкротом и денег у неё нет.
В течении нескольких лет жители обращаются в межведомственную комиссию с требованием признать их дом аварийным и снести либо капитально отремонтировать. А оттуда им приходят отписки – то технический паспорт на дом устарел, то нужно провести новое обследование дома. Причём предложено сделать это за их счёт.
- Такая экспертиза стоит от 500 тысяч рублей. Я им пишу: проведите сами независимую экспертизу, мне отвечают, что они не уполномочены. Это какой-то заколдованный круг. Мы разорвать цепь не можем.
В новом техническом паспорте говорится, что физический износ дома – более 70%.
Единственное, чего удалось добиться Марии за эти годы - через суд признать, что её квартира аварийная, в ней проживать опасно.
- Я наняла независимую экспертную комиссию. Они поставили маячки в моей квартире и полгода наблюдали за движением стен. В итоге вынесли заключение, что техническое состояние фундамента недопустимо, подвал аварийный. В это время как раз пошли обрушения в квартирах моих соседей, слава Богу, никого не убило.
На суде эксперты заявили, что стены дома настолько хрупкие, что в любой момент могут рухнуть.
Марии должны выдать новую квартиру вне очереди. Но исполнить решение суда городские власти не спешат.
В кулуарах жителям дали понять, что объект культурного наследия сносить не будут, а на капитальный ремонт денег нет. Тем более, что провести его – по заключению экспертов – возможно только после расселения жильцов.
- На месте арбитражного суда был южный флигель усадьбы Мешкова - маленький двухэтажный дом, - рассказывает Мария. - Тоже памятник архитектуры. Но, когда понадобилось построить здание суда, никакие ограничения не сработали, дом просто вывели из реестра памятников и снесли. Мы выяснили, что изначально наш дом был одноэтажным. Здесь была конюшня, каретная и гладильная. После революции надстроили второй этаж, заселили людей. Если власти утверждают, что это памятник, то нужно сносить второй этаж и восстановить строение в изначальном виде.
Так выглядит отремонтированный буквально месяц назад подъезд. Он уже покрылся трещинами. Ремонтировали его жильцы за свой счёт.
- Жить в таком доме страшно. Я написала о его состоянии в МЧС, просила оказать содействие. Мне ответили: «Вы обращаетесь не по адресу». Мы устали сообщать об угасании памятника. Нас не слышат.
Недавно у второго подъезда обрушилась часть стены. Её просто закрыли фанеркой. И всё.
Фото автора.
Уважаемые читатели! А где ещё в городе творится безобразие в сфере ЖКХ? Пишите на ev@kp.kaluga.ru.