Где убили Кукшу?
Как принимали крещение язычники, жившие на Калужской земле.
Как принимали крещение язычники, жившие на Калужской земле.
В этом году мы будем отмечать 900-летие со дня смерти православного святого, который крестил вятичей. На городище в Мещовском районе где, по одной из версий, Кукша и принял мученическую смерть, поставят поклонный крест и обустроят скит с храмом-часовней. А в Калуге Кукше даже собираются установить памятник. Вроде бы все логично, тем более что в 2013 году Украина, Россия и Беларусия отмечают 1025-летие Крещения Руси. Только до сих пор остается неясным, когда же на самом деле уверовали в Христа язычники - вятичи? И что в действительности произошло с Кукшей?
«Мы все еще язычники»
- Среди славянских племен вятичи одними из последних приняли христианство, - рассказывает заместитель директора по фондовой работе Калужского областного краеведческого музея Татьяна ХОХЛОВА. – Точной даты, когда это произошло, нет. Если почитать разные этнографические заметки, касающиеся Калужской губернии, то даже в XIX веке (да и до сих пор) люди почитали святые колодцы, дубы, камни. Так что язычество в нас по-прежнему сидит. Может быть, оно каким-то образом передается через генетическую память.
Доподлинно известно одно: насильно вятичей никто не крестил. Никаких массовых «десантов» священников на Калужскую землю не случалось.
- Христианство проникало постепенно племя вятичей долгое время жило обособленно, - продолжает Татьяна Михайловна.
Древних церквей у нас практически не найдено. Большинство построено в XVII-XVIII веках. И при раскопках Серенска – одного из самых крупных городов вятичей - в детинце — крепости - не нашли ни храма, ни часовни. Да и христианских крестиков обнаружили лишь чуть больше десятка. Причем ученые до сих пор не могут точно сказать, носили ли их как символ веры или как часть украшения-безделушки в составе мониста.
- В Серенске был мощный торговый и производственный центр. Мы обнаружили несколько тысяч предметов. И при этом - небольшое количество христианских реликвий, - подчеркивает Татьяна Хохлова. - Скорее всего, целенаправленная христианизация происходида в XIV-XV веках, после монгольского периода. А в Древней Руси, на мой взгляд, люди по-прежнему оставались язычниками.
Хорошо забытое старое
Для того, чтобы обратить вятичей в истинную веру, одних проповедей было явно недостаточно. Нужно было заменить идолопоклоннические символы и обряды на христианские.
- Я считаю, что православные церкви строили там, куда приходили люди, – в местах языческих поклонений, - признается Татьяна Хохлова. - Священникам нужно было каким-то образом заместить в глазах людей образы языческих богов на Христа. Поэтому они проповедовали, рассказывали, Евангелие читали – просвещали, а после того как большая часть была готова принять православие - церковь ставили.
А праздники языческие священнослужители сдвинули или дали им0 новые названия, при необходимости присоединив православных святых. Например, Масленица. Мы продолжаем ее отмечать – провожаем зиму и встречаем весну. Но для того, чтобы она не попадала на Великий пост, когда нельзя употреблять пищу животного происхождения, ее перенесли. И Масленица теперь не всегда совпадает с астрономической весной. А в Илье Пророке легко угадывается языческий бог Перун. У обоих есть колесница и стрелы, оба борются с фантастическими существами и приносят дождь земледельцам. И, конечно, день поминовения у них один на двоих - 2 августа (20 июля по старому стилю).
«Как бесов прогнал, и вятичей крестил»
- Нам не известны имена проповедников, которые приходили на земли вятичей, - рассказывает Татьяна Михайловна. – Исключение составляет Кукша.
Единственный документ, в котором упоминается о святом мученике, это Киево-Печерский патерик – воспоминания обо всех священниках Киево-Печерской лавры. Но информация там довольно скудная. Нет ни слова о том, где и за что был убит Кукша.
- Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце…как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел…и после многих мучений убит был с учеником своим… И вот посреди церкви, во всеуслышание, сказал он (Пимен Постник - Прим. Авт.): «Брат наш Кукша нынче на рассвете убит», - зачитывает выписку из патерика Татьяна Михайловна. – Больше никакой информации нет, все остальное - фантазии. Отрубили ли ему голову или по голове чем-то стукнули, было это ритуальное убийство или нет – не знает никто. Тело Кукши находится в Киево-Печерской лавре.
А вот о Постнике известно гораздо больше. Выяснив дату его рождения, историки установили, что Кукша погиб в самом начале XII века.
- Житие Кукши написали, по-моему, только в XVI веке, - продолжает Татьяна Хохлова. – А широкую известность святой обрел лишь в XVIII-XIX веках. Было объявлено, что Кукшу убили на брянской земле. Установили день его памяти - 8 сентября. В советское время возникли предположения, что Кукша погиб в Серенске - как наиболее обследованном городе вятичей. Но и они голословные. Земля вятичей - огромна. Где именно он погиб? Да где угодно. Считается, что в Калужской губернии, поскольку он был ее патроном.
С годами история о проповеднике Кукше обросла самыми невероятными подробностями. Говорят, что в этом году историки собираются во что бы то ни стало найти место убийства святого. Все это напоминает поиски иголки в стогу сена. Может быть, лучше заняться раскопками Серенска и пролить свет на жизнь вятичей, от которых ведут свой род калужане?
Эскиз памятника Кукше, представленный областному руководству
в мае этого года.
Крестики, которые были найдены в Серенске.
Вот такая нательная подвеска, содержащая элементы как христианского креста,
так и языческого амулета обнаружена в Серенске.
наша справка
Племена вятичей занимали практически всю Калужскую область, частично Московскую, частично Рязанскую, частично Смоленскую и нынешнюю Брянскую, Орловскую, Липецкую и Тульскую.
Серенск (Мещовский район Калужской области) – один из самых крупных и наиболее исследованных городов вятичей.
Автор: Елена ВОЛОДИНА.
Фото автора и из архива «КП».
В этом году мы будем отмечать 900-летие со дня смерти православного святого, который крестил вятичей. На городище в Мещовском районе где, по одной из версий, Кукша и принял мученическую смерть, поставят поклонный крест и обустроят скит с храмом-часовней. А в Калуге Кукше даже собираются установить памятник. Вроде бы все логично, тем более что в 2013 году Украина, Россия и Беларусия отмечают 1025-летие Крещения Руси. Только до сих пор остается неясным, когда же на самом деле уверовали в Христа язычники - вятичи? И что в действительности произошло с Кукшей?
«Мы все еще язычники»
- Среди славянских племен вятичи одними из последних приняли христианство, - рассказывает заместитель директора по фондовой работе Калужского областного краеведческого музея Татьяна ХОХЛОВА. – Точной даты, когда это произошло, нет. Если почитать разные этнографические заметки, касающиеся Калужской губернии, то даже в XIX веке (да и до сих пор) люди почитали святые колодцы, дубы, камни. Так что язычество в нас по-прежнему сидит. Может быть, оно каким-то образом передается через генетическую память.
Доподлинно известно одно: насильно вятичей никто не крестил. Никаких массовых «десантов» священников на Калужскую землю не случалось.
- Христианство проникало постепенно племя вятичей долгое время жило обособленно, - продолжает Татьяна Михайловна.
Древних церквей у нас практически не найдено. Большинство построено в XVII-XVIII веках. И при раскопках Серенска – одного из самых крупных городов вятичей - в детинце — крепости - не нашли ни храма, ни часовни. Да и христианских крестиков обнаружили лишь чуть больше десятка. Причем ученые до сих пор не могут точно сказать, носили ли их как символ веры или как часть украшения-безделушки в составе мониста.
- В Серенске был мощный торговый и производственный центр. Мы обнаружили несколько тысяч предметов. И при этом - небольшое количество христианских реликвий, - подчеркивает Татьяна Хохлова. - Скорее всего, целенаправленная христианизация происходида в XIV-XV веках, после монгольского периода. А в Древней Руси, на мой взгляд, люди по-прежнему оставались язычниками.
Хорошо забытое старое
Для того, чтобы обратить вятичей в истинную веру, одних проповедей было явно недостаточно. Нужно было заменить идолопоклоннические символы и обряды на христианские.
- Я считаю, что православные церкви строили там, куда приходили люди, – в местах языческих поклонений, - признается Татьяна Хохлова. - Священникам нужно было каким-то образом заместить в глазах людей образы языческих богов на Христа. Поэтому они проповедовали, рассказывали, Евангелие читали – просвещали, а после того как большая часть была готова принять православие - церковь ставили.
А праздники языческие священнослужители сдвинули или дали им0 новые названия, при необходимости присоединив православных святых. Например, Масленица. Мы продолжаем ее отмечать – провожаем зиму и встречаем весну. Но для того, чтобы она не попадала на Великий пост, когда нельзя употреблять пищу животного происхождения, ее перенесли. И Масленица теперь не всегда совпадает с астрономической весной. А в Илье Пророке легко угадывается языческий бог Перун. У обоих есть колесница и стрелы, оба борются с фантастическими существами и приносят дождь земледельцам. И, конечно, день поминовения у них один на двоих - 2 августа (20 июля по старому стилю).
«Как бесов прогнал, и вятичей крестил»
- Нам не известны имена проповедников, которые приходили на земли вятичей, - рассказывает Татьяна Михайловна. – Исключение составляет Кукша.
Единственный документ, в котором упоминается о святом мученике, это Киево-Печерский патерик – воспоминания обо всех священниках Киево-Печерской лавры. Но информация там довольно скудная. Нет ни слова о том, где и за что был убит Кукша.
- Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце…как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел…и после многих мучений убит был с учеником своим… И вот посреди церкви, во всеуслышание, сказал он (Пимен Постник - Прим. Авт.): «Брат наш Кукша нынче на рассвете убит», - зачитывает выписку из патерика Татьяна Михайловна. – Больше никакой информации нет, все остальное - фантазии. Отрубили ли ему голову или по голове чем-то стукнули, было это ритуальное убийство или нет – не знает никто. Тело Кукши находится в Киево-Печерской лавре.
А вот о Постнике известно гораздо больше. Выяснив дату его рождения, историки установили, что Кукша погиб в самом начале XII века.
- Житие Кукши написали, по-моему, только в XVI веке, - продолжает Татьяна Хохлова. – А широкую известность святой обрел лишь в XVIII-XIX веках. Было объявлено, что Кукшу убили на брянской земле. Установили день его памяти - 8 сентября. В советское время возникли предположения, что Кукша погиб в Серенске - как наиболее обследованном городе вятичей. Но и они голословные. Земля вятичей - огромна. Где именно он погиб? Да где угодно. Считается, что в Калужской губернии, поскольку он был ее патроном.
С годами история о проповеднике Кукше обросла самыми невероятными подробностями. Говорят, что в этом году историки собираются во что бы то ни стало найти место убийства святого. Все это напоминает поиски иголки в стогу сена. Может быть, лучше заняться раскопками Серенска и пролить свет на жизнь вятичей, от которых ведут свой род калужане?
Эскиз памятника Кукше, представленный областному руководству
в мае этого года.
Крестики, которые были найдены в Серенске.
Вот такая нательная подвеска, содержащая элементы как христианского креста,
так и языческого амулета обнаружена в Серенске.
наша справка
Племена вятичей занимали практически всю Калужскую область, частично Московскую, частично Рязанскую, частично Смоленскую и нынешнюю Брянскую, Орловскую, Липецкую и Тульскую.
Серенск (Мещовский район Калужской области) – один из самых крупных и наиболее исследованных городов вятичей.
Автор: Елена ВОЛОДИНА.
Фото автора и из архива «КП».