Геи и лесбиянки, «Интимные места» и летящая в «Трубу» Россия…

В минувшие выходные в рамках арт-феста «Циолковский» в Калуге прошла лекция кинокритика Антона Долина.
Александра Петрухина
19.06.2013, 15:40
2 7659
В минувшие выходные в рамках арт-феста «Циолковский» в Калуге прошла лекция кинокритика Антона Долина, только что вернувшегося с главных кинофестивалей — международного Каннского и российского «Кинотавра».

Авторское кино — это самоанализ
— В мире проходит огромное количество кинофестивалей, — начал кинокритик. — Их уже больше, чем дней в году, но, пожалуй, воплощением общемирового фестивального движения является Каннский кинофестиваль, а российского — «Кинотавр». Известно, что фестивали существуют как специальная система по селекции всего, что снимается в мире. Не надо думать, что авторское кино талантливей, чем то, что производит киноиндустрия для обычного зрителя. Здесь точно так же 85% — барахло, 10% — талантливых фильмов и только 5% — по-настоящему ярких и запоминающихся. Разница в том, что снимаемое для широкого зрителя являет собой уход в другую реальность, существует для отдыха от нашего настоящего. Авторское же — это зеркало, которое подчас не самым дружелюбным образом отражает нашу собственную жизнь. Это своего рода рефлексия, то, что сейчас на самом деле происходит в мире, в душе человека.

Канны — о запретной любви
Лейтмотив Каннского фестиваля этого года чувственность.

— В последнее время фильмов о любви не стало, — констатировал Долин. — Никто не знает, как общаться с этой темой. Однако мы прекрасно понимаем, что любовь — это необходимость. Чтобы снова начать свой путь в любовь, надо закрывать одну страницу и открывать следующую. В этом году многие режиссеры обратились к теме любви в нестандартном ее проявлении.

Главным и оставившим самые яркие эмоции фильмом Канн стала картина «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша. Это экранизация французского комикса для взрослых — о любви двух девушек, а после — взрослых женщин из разных социальных слоев. Фильм трехчасовой, гиперреалистичный. Кешиш не столько ищет разницу между гомо- и гетеросексуальной любовью, сколько говорит о том, как в настоящую жизнь вписывается жизнь постельная.

Еще один фильм о гомосексуальной любви, получивший замечательные отклики, — «За канделябрами» Стивена Содерберга. В основе сюжета — дневники любовника скандально известного пианиста и конферансье Владзио Валентино Либераче, который всю жизнь скрывал свою ориентацию и даже писал мемуары о своих похождениях с женщинами. Только после его смерти — он умер от СПИДа — были найдены дневники его любовника.

Гомосексуальной любви посвящено столько фильмов потому, что в этой любви еще осталась тайна.

Поддерживает линию запретной страсти, но отходит от темы гомосексуализма Франсуа Озон с фильмом «Молода и красива». Это история женщины, которая, пытаясь примириться со своей сексуальностью, совершенно осознанно становится элитной проституткой.
Долин мог говорить о любви бесконечно, но все же первыми и самыми яркими назвал именно эти фильмы.

Российское кино обратилось к чувственности
— На «Кинотавре» всерьез понравились только четыре картины. Проблема русского кинематографа сегодня — соотношение кино и реальности. Чтобы говорить о сегодняшней России, режиссерам приходится переносить действие в Средневековье и даже на другую планету.

Виталий Манский и его фильм «Труба». Речь идет не о Газпроме и не о нашем правительстве, хотя труба имеется в виду именно газовая. Режиссер проехал вдоль нее — от севера России до Кельна — и рассказал о разных людях, которые живут там. Все единство, которое осталось у огромной страны, — это труба, которая на самом деле ничего не дает.

До сегодняшнего дня табуированная эротическая тема в России затрагивается в нескольких фильмах. «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова оставили самое яркое впечатление. В пяти новеллах фильм рассказывает о жителях теперешней России. Художник, который снимает исключительно гениталии. Семья, в которой муж и жена влюбляются в одного и того же человека. История отца семейства, который пытается справиться с импотенцией. История депутата Госдумы, которая продвигает законопроект о запрете на эротику, а сама страдает от отсутствия интимных отношений. Психолог, у которого тоже не все в порядке с личной жизнью. Сюжеты о постсоветской сексуальности. На вопрос, почему мы такие и как с этим бороться, пытается ответить этот фильм.

Продолжает тему чувственности Алексей Федорченко, которому принадлежит авторство «Небесных жен луговых мари». Своего рода марийский «Декамерон», снятый в Республике Марий Эл. Великолепный фильм, воспевающий женскую привлекательность, женскую красоту, опровергающий привычное общероссийское женоненавистничество и воспевающий жизнь в самых ее прекрасных формах, что для русского кинематографа нетипично.

Ну а все главные призы «Кинотавра» собрал фильм Александра Велединского по книге Алексея Иванова «Географ глобус пропил» (в главной роли — Константин Хабенский). История пьющего учителя географии, который влюбляется в девятиклассницу, а она — в него. И тут могла бы случиться новая российская «Лолита», но фильм вовсе не о молодой девушке, а о вполне зрелом мужчине и его несостоявшемся романе. Лейтмотив кино — тоска по уютному советскому прошлому, когда секса вроде бы не было и проблем таких не было.

Разумеется, число представленных на кинофестивалях фильмов просто огромно — оно доходит до ста. Подборку лучшего Долин сделал специально для калужского арт-феста «Циолковский», выступив в немноголюдном зале и пообещав приехать в Калугу еще.

Какой подарок калужский арт-фест «Циолковский» преподнес Антону Долину, читайте тут.



«Небесные жены луговых мари».


«Молода и красива».


«Интимные места».
 

«Жизнь Адель».
 

«Географ глобус пропил».
 

«Труба».


Новости по тегу
Лента настроения
42 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 2 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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