Автор гимна Калужской области ответила критикам
Марина Улыбышева составила открытое письмо депутатам и калужанам.
Как мы уже писали, в Калуге разрабатывается и готовится к принятию гимн Калужской области. Эта новость в апреле стала одной из самых обсуждаемых как в областном парламенте, так и в Интернете. В частности, авторам, точнее, автору гимна, досталось от критиков.
А 30 апреля в нашу редакцию поступило открытое письмо от поэтессы, журналиста и автора текста гимна Марины Улыбышевой, в котором она отвечает на критику. Публикуем его ниже
Открытое письмо Марины Улыбышевой.
Председателю Законодательного Собрания Калужской области В. С. БАБУРИНУ, Редакционной комиссии по доработке законопроекта о гимне Калужской области, Калужским СМИ
Уважаемый Виктор Сергеевич!
Уважаемые члены комиссии!
Уважаемые коллеги и земляки!
В связи с тем, что, при обсуждении проекта гимна Калужской области, написанный текст вызвал разногласия среди депутатов, а в интернете прозвучали мнения, что он не соответствует нынешней действительности, считаю необходимым пояснить:
1. Жанровой особенностью любого гимна является обращение не к злобе сегодняшнего дня, а к вневременному образу, к тому лучшему, что было и что всем нам хотелось бы видеть на нашей Калужской земле в будущем. Если сегодня, как считают некоторые, у нас нет «золотых полей», то это не означает, что их никогда не было и больше никогда не будет.
Кроме того, как и в геральдике, в текстах гимнов всегда есть свои символы, которые нужно понимать ещё и символически, а не буквально. «Золотые поля» – символ достатка и благополучия. «Отцы, в битвах закаленные» – не конкретные чьи-то родители, а близкие и далёкие предки, отстоявшие нашу землю от захватчиков. «Заповедная ширь» – символ незагубленной природы, доставшейся нам от этих предков. «Небосвод голубой» – символ мирного неба над нашей головой, символ мира. Так же, как и в строке «Славься жизнью новой», слово «новый» говорит нам не о нынешней «новой» в кавычках жизни, которая не всех устраивает, а о той, что будет у новых поколений. В ней заложен смысл об обновлении и подрастании этих новых поколений, для которых, надеюсь, все мы хотим обновленной жизни, достойной прославления.
2. Если сегодня по отношению к столице нашей родины – Москве некоторые граждане испытывают негативные чувства, это не означает, что исторически Калужская земля не являлась «надежным щитом Москвы». Так, во времена стояния на Угре, во времена многочисленных татарских набегов, во времена Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны мы всегда были надёжным щитом Москвы. Строка – «надёжный щит Москвы» объединяет в себе все эти события русской военной истории. А дополняет этот смысл строка «от ордынских набегов до нынешних дней», где под «ордынскими» набегами подразумеваются и монголо-татарские орды и в том числе орды немецко-фашистские.
3. Неприятие у некоторых граждан вызвало в тексте упоминание Бога. Хочу отметить, что этот текст написан в традиции русских исторических гимнов, где всегда подчеркивался промысел Божий о судьбе земли русской. Упоминание о Божьем провидении мы найдём и в современном гимне Российской Федерации в строке «Хранимая Богом родная земля». В гимнах светских государств Америки, Англии, Канады, Норвегии, Швейцарии и Швеции мы найдём обращения к Богу.
Что же касается упоминания Чудотворного Образа Божией Матери Калужской, то явление это есть признанный исторический факт, произошедший на нашей земле. В частности этот Образ был явлен при знаменитом Тарутинском сражении 1812 года, ставшим поворотным этапом в изгнании Наполеона из России. Об этом сохранились документальные свидетельства очевидцев – участников той баталии. В упоминании этого факта подчеркивается историческая особенность нашего края, то, что отличает нас от других регионов. Мы – щит Москвы, мы – противостояли «ордынским» набегам. Города воинской славы – Козельск, и Малоярославец, Тарутино, Зайцева гора – всё это находится на нашей земле. На нашей земле был явлен Образ Богоматери Калужской.
Был упрёк и в том, что данный текст якобы оскорбляет чувства людей, придерживающихся иных, не православных, вероисповеданий. Каким же образом? Точнее всего на эти упрёки отозвался мой однокурсник по Литературному институту, известный Петербургский писатель, еврей по национальности. В интернет-отзыве он написал: «Если Калужским депутатам свой, родной образ Богоматери неугоден, то, что же они скажут про веру мусульман и евреев? И как к ним отнесутся? Страшно подумать». То есть, человек без культурных корней, не уважающий традиционную веру своих предков, не способен уважать и другие конфессии.
Прозвучало и мнение, что слова данного гимна якобы ущемляют права атеистов. Смею заметить, что в течение 70 лет те самые атеисты не только ущемляли права, но и физически уничтожали верующих в России. Сейчас они борются за то, чтобы все имели равные права, замечательно, но почему же тогда именно своё мнение считают приоритетным? Как говорится, если они хотят засвидетельствовать своё неверие, можно их утешить, Господь и так знает, что они – атеисты.
4. Странно также слышать от некоторых депутатов призывы о необходимости всенародного референдума по вопросу принятия гимна, как будто эти депутаты не являются избранниками народа и, следовательно, прямыми выразителями его воли и интересов.
В данном произведении музыка и текст неразрывно связаны и не случайны. Внесённые в него правки, в результате которых появился второй вариант гимна, на мой взгляд, искажают и измельчают его суть и смысл. В связи с вышесказанным, как автор слов, призываю уважаемых депутатов вернуться к рассмотрению первоначального текста и не вносить в него никаких изменений.
Марина УЛЫБЫШЕВА, писатель, поэт, журналист.
Текст гимна Калужской области (Марины Улыбышевой):
Торжествуй и процветай,
Славься жизнью новой,
Древний наш Калужский край,
Край наш родниковый.
В звонком шелесте листвы
Нет тебя красивей...
Ты надежный щит Москвы,
Ты - душа России!
Припев:
Пусть Господь сохранит небосвод голубой,
Заповедную ширь, золотые поля,
Ты навеки со мной, я навеки с тобой,
Благословенная земля!
Сберегай нас чистотой
Веры непритворной,
Богородицы святой
Образ Чудотворный!
Край ученых и творцов,
К звездам устремленных,
Умножай труды отцов,
В битвах закаленных!
Припев:
От ордынских набегов до нынешних дней,
Мы едины судьбой со страною своей,
Отчий дом - синь небес, золотые поля
Благословенная земля.
А 30 апреля в нашу редакцию поступило открытое письмо от поэтессы, журналиста и автора текста гимна Марины Улыбышевой, в котором она отвечает на критику. Публикуем его ниже
Открытое письмо Марины Улыбышевой.
Председателю Законодательного Собрания Калужской области В. С. БАБУРИНУ, Редакционной комиссии по доработке законопроекта о гимне Калужской области, Калужским СМИ
Уважаемый Виктор Сергеевич!
Уважаемые члены комиссии!
Уважаемые коллеги и земляки!
В связи с тем, что, при обсуждении проекта гимна Калужской области, написанный текст вызвал разногласия среди депутатов, а в интернете прозвучали мнения, что он не соответствует нынешней действительности, считаю необходимым пояснить:
1. Жанровой особенностью любого гимна является обращение не к злобе сегодняшнего дня, а к вневременному образу, к тому лучшему, что было и что всем нам хотелось бы видеть на нашей Калужской земле в будущем. Если сегодня, как считают некоторые, у нас нет «золотых полей», то это не означает, что их никогда не было и больше никогда не будет.
Кроме того, как и в геральдике, в текстах гимнов всегда есть свои символы, которые нужно понимать ещё и символически, а не буквально. «Золотые поля» – символ достатка и благополучия. «Отцы, в битвах закаленные» – не конкретные чьи-то родители, а близкие и далёкие предки, отстоявшие нашу землю от захватчиков. «Заповедная ширь» – символ незагубленной природы, доставшейся нам от этих предков. «Небосвод голубой» – символ мирного неба над нашей головой, символ мира. Так же, как и в строке «Славься жизнью новой», слово «новый» говорит нам не о нынешней «новой» в кавычках жизни, которая не всех устраивает, а о той, что будет у новых поколений. В ней заложен смысл об обновлении и подрастании этих новых поколений, для которых, надеюсь, все мы хотим обновленной жизни, достойной прославления.
2. Если сегодня по отношению к столице нашей родины – Москве некоторые граждане испытывают негативные чувства, это не означает, что исторически Калужская земля не являлась «надежным щитом Москвы». Так, во времена стояния на Угре, во времена многочисленных татарских набегов, во времена Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны мы всегда были надёжным щитом Москвы. Строка – «надёжный щит Москвы» объединяет в себе все эти события русской военной истории. А дополняет этот смысл строка «от ордынских набегов до нынешних дней», где под «ордынскими» набегами подразумеваются и монголо-татарские орды и в том числе орды немецко-фашистские.
3. Неприятие у некоторых граждан вызвало в тексте упоминание Бога. Хочу отметить, что этот текст написан в традиции русских исторических гимнов, где всегда подчеркивался промысел Божий о судьбе земли русской. Упоминание о Божьем провидении мы найдём и в современном гимне Российской Федерации в строке «Хранимая Богом родная земля». В гимнах светских государств Америки, Англии, Канады, Норвегии, Швейцарии и Швеции мы найдём обращения к Богу.
Что же касается упоминания Чудотворного Образа Божией Матери Калужской, то явление это есть признанный исторический факт, произошедший на нашей земле. В частности этот Образ был явлен при знаменитом Тарутинском сражении 1812 года, ставшим поворотным этапом в изгнании Наполеона из России. Об этом сохранились документальные свидетельства очевидцев – участников той баталии. В упоминании этого факта подчеркивается историческая особенность нашего края, то, что отличает нас от других регионов. Мы – щит Москвы, мы – противостояли «ордынским» набегам. Города воинской славы – Козельск, и Малоярославец, Тарутино, Зайцева гора – всё это находится на нашей земле. На нашей земле был явлен Образ Богоматери Калужской.
Был упрёк и в том, что данный текст якобы оскорбляет чувства людей, придерживающихся иных, не православных, вероисповеданий. Каким же образом? Точнее всего на эти упрёки отозвался мой однокурсник по Литературному институту, известный Петербургский писатель, еврей по национальности. В интернет-отзыве он написал: «Если Калужским депутатам свой, родной образ Богоматери неугоден, то, что же они скажут про веру мусульман и евреев? И как к ним отнесутся? Страшно подумать». То есть, человек без культурных корней, не уважающий традиционную веру своих предков, не способен уважать и другие конфессии.
Прозвучало и мнение, что слова данного гимна якобы ущемляют права атеистов. Смею заметить, что в течение 70 лет те самые атеисты не только ущемляли права, но и физически уничтожали верующих в России. Сейчас они борются за то, чтобы все имели равные права, замечательно, но почему же тогда именно своё мнение считают приоритетным? Как говорится, если они хотят засвидетельствовать своё неверие, можно их утешить, Господь и так знает, что они – атеисты.
4. Странно также слышать от некоторых депутатов призывы о необходимости всенародного референдума по вопросу принятия гимна, как будто эти депутаты не являются избранниками народа и, следовательно, прямыми выразителями его воли и интересов.
В данном произведении музыка и текст неразрывно связаны и не случайны. Внесённые в него правки, в результате которых появился второй вариант гимна, на мой взгляд, искажают и измельчают его суть и смысл. В связи с вышесказанным, как автор слов, призываю уважаемых депутатов вернуться к рассмотрению первоначального текста и не вносить в него никаких изменений.
Марина УЛЫБЫШЕВА, писатель, поэт, журналист.
Текст гимна Калужской области (Марины Улыбышевой):
Торжествуй и процветай,
Славься жизнью новой,
Древний наш Калужский край,
Край наш родниковый.
В звонком шелесте листвы
Нет тебя красивей...
Ты надежный щит Москвы,
Ты - душа России!
Припев:
Пусть Господь сохранит небосвод голубой,
Заповедную ширь, золотые поля,
Ты навеки со мной, я навеки с тобой,
Благословенная земля!
Сберегай нас чистотой
Веры непритворной,
Богородицы святой
Образ Чудотворный!
Край ученых и творцов,
К звездам устремленных,
Умножай труды отцов,
В битвах закаленных!
Припев:
От ордынских набегов до нынешних дней,
Мы едины судьбой со страною своей,
Отчий дом - синь небес, золотые поля
Благословенная земля.