Налоговый пряник
Самой тиражируемой новостью месяца, безусловно, стало решение о создании в Калужской области шестой российской особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Людиново».
Самой тиражируемой новостью месяца, безусловно, стало решение о создании в Калужской области шестой российской особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Людиново». Ее цель — поднять индустриальный и инвестиционный потенциал южных районов региона, которые существенно отстают от северных территорий, граничащих с Новой Москвой. Но cоздание калужского оазиса для бизнеса омрачил массовый поход предпринимателей в налоговую инспекцию, чтобы закрыть собственное дело.
Калужская ОЭЗ наделена государством специальным юридическим статусом, а инвесторам гарантированы налоговые льготы и таможенные преференции, свободный доступ к инфраструктуре. К 2021 году здесь ожидают 22 российских и иностранных резидента. В ближайшие десять лет появится почти 4 тысячи рабочих мест и поступит свыше 33 млрд рублей частных инвестиций. Прогнозируются и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней в размере 7,8 млрд рублей, что окупит федеральные и региональные деньги.
По мнению экспертов, главная проблема многих российских ОЭЗ заключается в том, что большинству из них не удалось привлечь крупный бизнес, а местные компании используют ее как «запасной аэродром» для непрофильных инвестиций.
Так, в прошлом году аудиторы Счетной палаты РФ проанализировали пока весьма сомнительный опыт работы российских экономических зон. За период с 2006 года налоговые отчисления свыше 300 резидентов составили 6,3 млрд рублей, а полученные ими льготы — 5,3 млрд рублей. Таким образом, экономический эффект ОЭЗ в результате «налогового пряника» составил всего 0,68%! Считай провальный результат отечественных экономических резерваций.
Поэтому не случайно накануне Нового года российское правительство уже официально закрыло Калиниградскую ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
Как выяснили эксперты контрольно-счетного ведомства, во многих ОЭЗ строительство инфраструктуры затянулось. Это касается Москвы, Санкт-Петербурга, Липецкой, Самарской областей и Алтайского края. Причем отвлеченные деньги направлялись на осуществление финансовых вложений, не связанных с открытием новых офисов и логистических терминалов. Государственные средства тратились на создание непрофильных «дочек» акционерных обществ, предоставление им займов, приобретение банковских векселей, а также размещение свободных денежных средств в коммерческих банках. По сути дела, деньги налогоплательщиков из бюджета крутились на депозитах и делали еще большие деньги.
Построенные объекты инфраструктуры не использовались на полную мощность. Эксплуатационные расходы акционерных обществ ОЭЗ превышают доходы от эксплуатации земель и объектов в 2,6 раза. Поэтому и заработная плата там не отличается от средней по региону.
Одним словом, у нас пока не научились эффективно реализовывать инструмент ОЭЗ. Возможно, Калужская область станет исключением. Причем дело вовсе не в налоговых льготах, которые международные компании не считают первостепенным фактором при принятии решения об инвестициях. Чего нельзя сказать о местном малом бизнесе, который продолжает метаться в налоговой агонии.
В январе в России из-за пенсионной реформы была закрыта 141 тысяча индивидуальных предприятий. Причиной тому стал рост с 1 января 2013 года ежегодных выплат в Пенсионный фонд для самозанятых индивидуальных предпринимателей практически в два раза — до 32 479 рублей.
По данным мониторинга регионального министерства развития информационного общества и инноваций, в январе свыше тысячи предпринимателей по всей Калужской области обратились в налоговую инспекцию с просьбой ликвидировать индивидуальные предприятия. В основном это малый бизнес и микробизнес, работающие с нулевым балансом.
По большому счету, проблема роста налогового бремени заключается в следующем: чем выше зарплата, которую платит работодатель, тем больше налогов ему приходится платить и тем меньше средств остается у него на собственное развитие. Низкая выручка и рентабельность бизнеса на фоне роста налогов оставляют небольшой выбор — либо закрываться, либо уходить в «тень».
В Пенсионном фонде объясняют рост взносов благой заботой о будущей пенсии индивидуального предпринимателя. При новой системе отчисления его пенсия возрастет с 5 до 10 тысяч рублей. Однако и самим можно легко подсчитать, что если собственник бизнеса будет в течение 30 лет ежегодно самостоятельно относить в банк те же 35 тысяч рублей под 10% годовых, то на пенсию уже в 26–27 тысяч рублей он сможет безбедно жить еще как минимум лет двадцать. Только вот на такой «пряник» малый бизнес вряд ли сможет рассчитывать.
Калужская ОЭЗ наделена государством специальным юридическим статусом, а инвесторам гарантированы налоговые льготы и таможенные преференции, свободный доступ к инфраструктуре. К 2021 году здесь ожидают 22 российских и иностранных резидента. В ближайшие десять лет появится почти 4 тысячи рабочих мест и поступит свыше 33 млрд рублей частных инвестиций. Прогнозируются и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней в размере 7,8 млрд рублей, что окупит федеральные и региональные деньги.
По мнению экспертов, главная проблема многих российских ОЭЗ заключается в том, что большинству из них не удалось привлечь крупный бизнес, а местные компании используют ее как «запасной аэродром» для непрофильных инвестиций.
Так, в прошлом году аудиторы Счетной палаты РФ проанализировали пока весьма сомнительный опыт работы российских экономических зон. За период с 2006 года налоговые отчисления свыше 300 резидентов составили 6,3 млрд рублей, а полученные ими льготы — 5,3 млрд рублей. Таким образом, экономический эффект ОЭЗ в результате «налогового пряника» составил всего 0,68%! Считай провальный результат отечественных экономических резерваций.
Поэтому не случайно накануне Нового года российское правительство уже официально закрыло Калиниградскую ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
Как выяснили эксперты контрольно-счетного ведомства, во многих ОЭЗ строительство инфраструктуры затянулось. Это касается Москвы, Санкт-Петербурга, Липецкой, Самарской областей и Алтайского края. Причем отвлеченные деньги направлялись на осуществление финансовых вложений, не связанных с открытием новых офисов и логистических терминалов. Государственные средства тратились на создание непрофильных «дочек» акционерных обществ, предоставление им займов, приобретение банковских векселей, а также размещение свободных денежных средств в коммерческих банках. По сути дела, деньги налогоплательщиков из бюджета крутились на депозитах и делали еще большие деньги.
Построенные объекты инфраструктуры не использовались на полную мощность. Эксплуатационные расходы акционерных обществ ОЭЗ превышают доходы от эксплуатации земель и объектов в 2,6 раза. Поэтому и заработная плата там не отличается от средней по региону.
Одним словом, у нас пока не научились эффективно реализовывать инструмент ОЭЗ. Возможно, Калужская область станет исключением. Причем дело вовсе не в налоговых льготах, которые международные компании не считают первостепенным фактором при принятии решения об инвестициях. Чего нельзя сказать о местном малом бизнесе, который продолжает метаться в налоговой агонии.
В январе в России из-за пенсионной реформы была закрыта 141 тысяча индивидуальных предприятий. Причиной тому стал рост с 1 января 2013 года ежегодных выплат в Пенсионный фонд для самозанятых индивидуальных предпринимателей практически в два раза — до 32 479 рублей.
По данным мониторинга регионального министерства развития информационного общества и инноваций, в январе свыше тысячи предпринимателей по всей Калужской области обратились в налоговую инспекцию с просьбой ликвидировать индивидуальные предприятия. В основном это малый бизнес и микробизнес, работающие с нулевым балансом.
По большому счету, проблема роста налогового бремени заключается в следующем: чем выше зарплата, которую платит работодатель, тем больше налогов ему приходится платить и тем меньше средств остается у него на собственное развитие. Низкая выручка и рентабельность бизнеса на фоне роста налогов оставляют небольшой выбор — либо закрываться, либо уходить в «тень».
В Пенсионном фонде объясняют рост взносов благой заботой о будущей пенсии индивидуального предпринимателя. При новой системе отчисления его пенсия возрастет с 5 до 10 тысяч рублей. Однако и самим можно легко подсчитать, что если собственник бизнеса будет в течение 30 лет ежегодно самостоятельно относить в банк те же 35 тысяч рублей под 10% годовых, то на пенсию уже в 26–27 тысяч рублей он сможет безбедно жить еще как минимум лет двадцать. Только вот на такой «пряник» малый бизнес вряд ли сможет рассчитывать.