На Пасху в Калужской губернии пугали клопов и тараканов
Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.
Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.
Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.
Этнографы Медынского уезда в конце ХIХ - начале ХХ века писали: «На Пасхе соблюдается обычай христосоваться, то есть троекратно целоваться. Женщины христосоваться с мужчинами не избегают. При этом обмениваются крашеными яйцами...
Крашеное яйцо, полученное на утрени от священника в обмен, сохраняется круглый год на случай пожара.
Яйцо брощенное в пожар, ослабляет его силу и способствует прекращению.
На Пасхе устраивают качели, на которых парни и девушки качаются целыми днями. Женщины и девушки катают яйца, это считается самой приятной забавой».
Заходя в избу
Известный этнограф XIX века Максимов много раз был в этнографических экспедициях, ездил по российским губерниям и записал множество народных обычаев и верований, связанных с пасхальными днями. В книге «Нечистая, неведомая и крестная сила. Куль хлеба» он отмечал:
«Едва ли не наибольший интерес представляет обычай изгнания из избы клопов и тараканов, приуроченный к первому дню Пасхи. Делается это таким образом: когда хозяин придёт после обедни домой, он не должен входить прямо в избу, а должен сперва постучаться.
Хозяйка же, не отворяя дверей, спрашивает: «Кто там?»
- Я, хозяин твой, - отвечает муж, - зовут меня Иван. Ну что, жена, чем разговляться будем?
- Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами.
– А клопы-то чем?
- А клопы - клопами.
Крестьяне уверены, что, подслушав этот диалог, клопы испугаются и убегут из избы, или набросятся друг на друга и сами себя съедят.
Есть еще и другой, более упрощенный способ изгнания клопов и всяких паразитов: когда хозяева идут с обедни и несут пасху, какая-нибудь старуха берет веник и кричит: «Прусаки и тараканы, и всякая гадина, выходите вон из избы – святая пасха идет».
Это восклицание повторялось три раза, при этом старуха усиленно метёт веником к порогу и трижды машет им за порог. Когда же пасха придет уже на порог, старуха швыряет веник как можно дальше от порога, и тем самым намечает путь отступления для всякой избяной нечисти».
Изгнание насекомых проводилось также на Семин день, на Воздвиженье, Покров и некоторые другие праздники.
Но так было не везде.
Про село Подбужье этнограф Лебедев писал: «Нигде не приходилось встречать столько черных тараканов, как здесь. Если спросите, почему их не истребляют, то получите ответ, что это делается с целью, чтобы овцы водились.
Для того, чтобы избавиться от клопов прибегают к следующему оригинальному способу: берут несколько клопов, приносят их в хороший дом, к священнику, например, и говорят: «Вот и мы к вам пришли».
Если хозяин ответит: «Пожалуйте!», следует клопов выбросить с полной уверенностью, что они заведутся в этом доме, а от откуда были принесены, уйдут.
Для передачи мышей другим людям, существует следующий способ. Отрезают кусок хлеба от той ковриги, которую начали точить мыши, и едят его, идя от своего двора к тому двору, куда желательно переселить неприятных животных.
Жарили в поле яичницу
В пасхальную неделю проходило множество развлечений и обрядов. В 1900 году корреспондент Зорина этнографического бюро князя Тенишева из Жиздринского уезда Калужской губернии сообщала: «В Бутчинской волости существует оригинальный обычай лалынкать.
Лалынканье состоит в том, что молодые девушки и девочки-подростки на Святой неделе ходили колядовать по всей деревне.
Как только отслужат молебны и вынесут из деревни иконы, девчата собираются вместе, толпою ходят из двора во двор и поют следующую песню:
Вдоль по улице по широконькой,
Там и шли, прошли лалыньшечки,
Да лалынь, лалынь, лалыньшечки.
Они шли, прошли, волочилися,
Деревенских собак надразнилися,
Да лалынь, лалынь, надразнилися.
Они шли, прошли к тому двору,
К тому двору к широкому,
К широкому, к богатому.
Уж и чей это двор?
Чей богатый двор?
Столбы точеные, позолоченные,
Щеколдочка, что рыбий зубок,
Подворотенка серебряная.
Да лалынь, лалынь, серебряная.
Ты хозяин, Герасеюшка!
Выходи на свой широкий двор.
Да лалынь, лалынь, на широкий двор.
Собирай хмелек по тычиночкам.
Да лалынь, лалынь, по тычиночкам.
Уж и этот-то хмелек тебе надобень,
Тебе пиво варить, сына женить.
Да лалынь, лалынь, сына женить.
Выслушав колядование, хозяева выносят лалыньщицам десяток яиц, кусок сала и пирога. Кто не заплатит дань, тому поют:
Уж дай тебе Бог, восьмину блох!
Две мерки клопов.
После колядования девушки отправляются в поле, жарят там яичницу и сало, поют песни, водят хороводы».
А еще в Калужской губернии колдунов узнавали по тому, что они на святую Пасху приходят в чужую избу огня просить.
С пирогами и блинами
После светлых и радостных пасхальных праздников приходит Фомина неделя. Именно на ней, на девятый день после Пасхи, отмечается общецерковный день поминовения – Радоница. В этом году она приходится на 25 апреля.
В этот день живые приходят на могилы усопших, чтобы разделить с ними радость Воскресения Христова. Об этом есть записи Тенишевского бюро по Жиздринскому уезду Калужской губернии:
«Вечером, накануне родительской и утром, в день поминок, курят ладуном, зажигают перед образами свечи, покрывают стол чистой скатертью, и вся семья молится за усопших.
После утренней молитвы старшая из женщин берет немного мёду, который называется кануном, три пирога (панихидники), чашку творогу, смешанного с молоком или сметаной, часть мяса, или кусок свиного сала и стопку блинов.
Всё это несёт в церковь и потом на кладбище. После обедни и панихид, которые служатся на каждой могиле, женщины голосят в причет.
После причетов один пирог, часть мяса, блины и творог съедаются на могиле в память усопших, другой пирог и часть мяса отдаются причету, третий пирог делится меду членами семьи и вместе с кануном съедаются и раздаются на могиле в память усопших.
Обед в поминальные дни готовится вкуснее, необходимыми кушаньями считаются блины и пироги. В родительский день работать, петь песни и заводить игры считается грехом и оскорблением умерших».