Психолог из Калуги рассказала, как найти общий язык с трудными детьми
Ребенок кидается камнями, впадает в истерику, не хочет убирать игрушки?
Что скрывается за таким поведением и как исправить ситуацию.
Обсудим эту проблему с психологом Калужского областного центра медицинской профилактики Натальей АРХИПОВОЙ.
Обратите внимание на чувства
- Узнайте, что движет вашим ребенком, каков мотив.
Удовлетворите его потребности, и это изменит поведение в лучшую сторону, - говорит Наталья.
- Спокойно спросите у ребёнка: «Что ты хочешь?
Чего ты хочешь добиться таким поведением?»
Обратите внимание на ваши чувства к нему.
Как отмечает российский психолог Юлия Гиппенрейтер, раздражение мы чувствуем, когда ребёнок борется за наше внимание.
Гнев, злость - за независимость при излишней опеке.
Обиду – когда хочет отомстить при диктаторском отношении к нему.
Безнадёжность и даже отчаяние, если не уверен в собственных силах.
Дети будут стремиться к власти
- Приведем пример жизненно важных потребностей ребенка, за которые наказывать нельзя. Физиологические – не наказываем же годовалого ребёнка за то, что он не ходит на горшок.
Привязанности – за плач малыша, что мама ушла.
Познание окружающего мира – за прыжки в лужу, чтобы измерить глубину, за разбор на части какие-то дорогих предметов.
Личная эффективность – за желание самому помыть посуду, например.
И, конечно терпимей относимся к ребенку, если его поведение обусловлено болезнью.
«Важно всем видом показать ребёнку, что у вас достаточно сил, терпения и вы добьетесь своего, и ему лучше делать то, что просите.… Важно направлять ребёнка на хорошее и демонстрировать хорошее, чтобы он был заинтересован в выборе хорошего...
А если родители чувствуют себя беспомощными, то дети начинают управлять ими. Дети целеустремленные, своевольные и знают, чего хотят. Трудно придётся тогда родителям и детям.
Дети постепенно будут наращивать свою власть… Например, ребёнок посмотрел два мультика и просит третий. Можно запретить и обвинить ребёнка: «Как тебе не стыдно, тебе дай волю смотрел бы мультики целый день».
А лучше сказать по-другому: «Да, я понимаю, мультик интересный, тебе бы еще хотелось посмотреть, но посмотрим завтра, сегодня два и все. Ты расстроен, сердишься на меня?» - в таком запрете, сохраняется любовь» - отмечает психолог Людмила Петрановская.
Неправильные способы
- Как же родителям наказывать детей? Что делать? Каждая семья выбирает свои способы. Одни способы травмируют детей: физические наказания, молчание и игнорирование, крик, оскорбления, публичные унижения.
Они не учат вести себя лучше. А дают понять, что кто сильнее, тот и прав.
Ребенок чувствует лишь свою одиночество, а не опору в близких. Дети вырастают с заниженной самооценкой, не доверяющие никому, со множеством внутренних проблем, замкнутые или наоборот стремящиеся подавить всех, в том числе и родителей.
Другой способ балует детей, формирует нездоровый эгоизм, делает слабыми и неприспособленными к жизни. Это, когда детям все разрешено и нет никаких наказаний, когда все трудности решает родитель, нет ориентира на потребности и чувства близких.
Искусственное взращивание или безнаказанность, вседозволенность – это в конечном итоге отказ в социализации, пренебрежение, уклонение от родительских обязанностей, когда ребёнку разрешено все. Например, хоть на проезжую часть беги, пусть машины тебя объезжают.
Выводы из ошибок
- Есть способы, которые формируют у детей осознанное поведение, учат выбирать лучшее решение и делать полезные выводы из ошибки.
1. Ребенок должен увидеть, что их выбор имеет прямые последствия. Например, если он отказывается убирать свой грузовик, не позволяйте играть с ним до конца дня или предупредите: «Ты без телевизора до завтра, но, собрав сейчас свои игрушки, сможешь его смотреть» или «Чайник горячий – дотронешься, обожжёшься».
2. Исправление совершенного, извинение. Допустим, ребёнок разрисовал столешницу фломастером - вручите ему тряпку. Если ребёнок обидел кого-то, например, разорвал чей-то рисунок, попросите извиниться и по возможности исправить ситуацию: нарисовать и подарить рисунок вместо испорченного.
3. Награда за хорошее поведение. Скажите: «Меня порадовало, что ты сегодня помогал бабушке с уборкой».
4. Игнорирование мелких поступков. Например, делайте вид, что не слышите жалобы или нытье ребёнка. Но когда он будет себя хорошо вести, вновь отнеситесь к нему с вниманием.
5. Тайм-аут – это способ успокоиться, подумать и помочь ребенку вернуть контроль над собой и над ситуацией, а не наказание за то, что вы сердитесь.
Выключите ребенка из ситуации, оставив в тишине или просто прекратив действие вокруг него (например, спрятать игрушки, которыми он кидается, или забрать краски, которыми он рисует на стенах).
Когда ребёнок успокоился, поговорите. Обсудите, что произошло, почему такие последствия и как правильно сделать в следующий раз. Тем самым вы показываете, что любите его и готовы помочь вести себя лучше в будущем.
Тайм-аут подходит, если вашему ребенку от 2 до 10 лет и у вас с ним прочная связь (играете, смеетесь и веселитесь вместе – много позитивного общения).
Считается, что максимальная продолжительность тайм-аута не должна составлять столько времени в минутах, сколько лет ребенку (трехлетку не стоит ставить в угол дольше трёх минут).
Например, сделайте ребенку устное предупреждение «Перестань бить брата, иначе мне придется устроить тебе тайм-аут» или «Давай ты успокоишься, я успокоюсь, и мы подумаем, как решить эту проблему».
Если между вами и ребёнком возникает сопротивление, старайтесь встать с ним на одну сторону, превратить это в борьбу между вашим союзом и ситуацией.
6. Обучение новым навыкам. Изложите проблему вслух, например «Тебе не с кем поиграть на перемене». Помогите ребёнку разработать как минимум пять возможных решений: «Подумай, какие есть способы выхода из ситуации? Есть ли другое решение?».
Стимулируйте его говорить обо всех способах, которые приходят ему в голову (хороших, глупых, смешных). Определите плюсы и минусы каждого способа и возможные последствия.
Предложите ребёнку выбрать решение, опробовать его и посмотреть, что получится. Если не сработает, то всегда можно попробовать другое решение из списка. Поощряйте путь непрерывного обучения.
Повысит самооценку
- Необходимо учить детей опираться на себя. Как приучить брать ответственность и принимать решения:
- Поддерживать инициативу ребенка.
- Давать обратную связь, чтобы он мог понять, что он сделал неправильно и что порадовало.
- Любить ребёнка, уделять ему время и внимание.
Старайтесь быть чутким родителем: внимательно относиться к своему ребёнку, понимать, что именно он хочет, и действовать в его интересах.
Важно, чтобы семья была тылом, а не местом боя, местом, где поймут и примут ребёнка, чтобы он ни сделал. Именно из семьи вырастает самооценка, способность справляться с трудностями, противостоять опасности.