Художник, боровшийся с коррупцией, открыл свою выставку по-гусарски

До 9 мая в Доме музыки можно увидеть потрясающие работы выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств им. Репина Дмитрия Селиванова.
Татьяна Светлова
11:30 06.05.2021
10 6663
Фото автора.

Дмитрий Селиванов не только художник, специалист по фрес­ковой иконописи и преподаватель, он известен тем, что активно боролся, чтобы творения осуждённой за мошенничество экс-чиновницы Минобороны Евгении Васильевой убрали из экспозиции музея питерской Академии художеств.

В марте этого года его открытое письмо подписали более трёхсот художников, искусствоведов, студентов, профессоров, аспирантов и преподавателей Академии.

Дмитрий принципиально отстаивал свою позицию, даже написал заявление об увольнении, но ректор его не принял. А минкульт прислал ответ, что запрет какой-либо деятельности может быть осуществлён только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Тогда на своей страничке в Фейсбуке Дмитрий написал: «По закону всё правильно, и с этим не поспоришь. Вспоминается Фаина Георгиевна Раневская, сказавшая: «Деньги закончатся, а позор останется».

Кроме того, художник увлекается историей 1812 года, реконструкцией сражений и дружит с гусарами. Поэтому открытие вернисажа было эффектным. Всех гостей сразу же попросили выйти на улицу, где Дмитрий по-гусарски саблей сбил пробку с бутылки шампанского. 

 В память о родителях 

Дмитрий Селиванов давно живёт в Питере. Там у него семья: жена Анна Лапыгина, тоже художник, трое детей: сыновья Пётр и Лев и дочь Агния. А родился он в Калуге и периодически приезжает сюда навестить сестру, племянников и друзей.

— Всё моё детство прошло на ул. Московской. Учился я в школе № 19. И сейчас пару раз в год стараюсь вырваться и приехать, — говорит художник. — Мои родители никакого отношения к искусству не имели. Папа Евгений Иванович Селиванов был сварщиком, мама Тамара Ивановна работала на радиоламповом заводе. Но они интересовались живописью, возили меня в Москву в Третьяковскую галерею. Мама очень хотела, чтобы я стал художником. Когда мне исполнилось 10 лет, она отвела меня в  художественную школу. Там были прекрасные преподаватели. Я очень благодарен Ларисе Константиновне Минченко, она учила нас высокому искусству, в котором не должно быть место злу, агрессии, уродству, эпатажу. Во время пленэрных практик показывала красоту старых домов, украшенных резными наличниками, избы с соломенными крышами, просила нас увидеть уникальность деревьев, цветов, простых пейзажей. Она всегда говорила нам, что в мире и так много грязи и зла, этого не должно быть в наших работах.

После школы я поступил в Ярославское художественное училище. Но моей целью всегда был Питер, потому что там — знаменитая Академия художеств, где учились Репин, Врубель, Иванов, Брюлов… Впервые я приехал в Питер, когда мне было 18 или 19 лет, и понял, что хочу учиться только здесь. Поэтому Ярославское училище я не закончил, поступил в Академию искусств Санкт-Петербурга.

В Калуге это моя первая большая выставка. Это дань памяти моим родителям. Жаль, что их уже нет с нами. Но они мечтали, чтобы я стал художником, делали для этого всё. В сложные 90-е годы помогали, поддерживали, чтобы я мог выучиться и показать свои работы здесь.

Устали от эпатажа

— Мне нравится реализм, нравится писать так, чтобы было похоже. И это интересно. Неважно, в какой стилистике, в каком направлении работает художник, он всегда экспериментирует. Если у тебя академическое художественное образование, это чувствуется во всём, что ты делаешь.

Моя знакомая, закончив Суриковский институт, уехала в Англию, там закончила академию. И в какой-то момент поняла, что реализм ей не нужен, решила заниматься экспериментальным искусством, инсталляциями, смесью живописи и скульп­туры. В общем, полный отрыв! Но даже в этих её абстрактных работах чувствуется академическая школа. Профессионал это сразу увидит.

Самое удивительно, что потом она вернулась, сказав, что пересмотрела всё, что делала последние 5–7 лет и поняла, что Европа перекормлена такими слишком экстравагантными формами выражения мира, людям хочется чего-то доброго, светлого, вечного.

Захватить счастливые моменты

— Я люблю писать детей. Конечно, хочется заниматься и сюжетными, историческими картинами, но мне этого хватает в церковной живописи. Пишу иконы — святых, сюжеты. Казалось бы, что нового можно внести в канон? Но есть много современных святых, у которых нет устоявшегося изображения и его надо придумать. Тут база для творчества огромная.

А в свободное время часто рисую свою семью. Дети быстро растут, хочется успеть захватить какие-то счастливые моменты, как они перемазались в черешне, как сидят загорают под солнечными лучами…

Мы всей семьёй любим путешествовать. Не покупаем путёвки, сами всё организовываем. Едем на машине в Европу, останавливаемся в кемпингах, в деревушках, получается достаточно бюджетно.

Мечтаем о поездке целый год. Поэтому выставка и названа «Мечтатели». Ведь все мы мечтаем о встречах, приключениях, побывать в новых местах.

Последние лет семь мы каждое лето путешествовали по маленьким городкам Европы. Обычно выбираем какой-то район и обследуем его.

Так было во Франции с Провансом, где мы провели несколько месяцев. В это время можно рисовать всё, что ты хочешь. В Калуге это наша с Аней семейная выставка.


Новости по тегу
Лента настроения
46 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 10 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
eyJpdiI6IndSbmdLVGpaVG1XSi9tZFZJZVhyMEE9PSIsInZhbHVlIjoiL0V5dytzdHVlWVZaTjlKTTdleDlFcmZaS2QwWTVnSmVIQTJUeG1hQ01rVXc1ejNrMlhzUUZmVmV2aExmSS8zdHgzRjI5ZUN1ZDE1SWdkK2pkcWRnMVcrQUxwVDhac2N6MjNpU2hTY1RlVElPWmVQdklibEJwUkw5ZSsrSk9sQ3grVzRsSnJqVlRCODJ6QXJSTFo2V0ZxYXN4dWtQSjBpeWxRQjQ3L1FZNWRwU2E1SE9JVFpQZmVxcEpRdlNnOFY0UVhqb2FXY0pZamk5dHpqTlNEaVhBL0xrVk44YWp5WnRiQzB5cDA2Z2hSK2E4VTgwT0ExUFJmd2dHTFMxVkh5OWhpUHhNNld2Q0FETmZZbTI2UStqUmV1eFc1M05qT2pTTjF6K29JS0ltaWcvaVlzNmFhSFVBV2RJSFo3N0RRU2VnRWYycCswNmFMY2o4QWpDNVo4eGV0Y2JzYWdQKzdsOExJd2w0aHp2WFB4ZGtTU3FieFZpVk5nb2QxYi9DdlZNVE5TZEJpZVNIUmNBL2RISmMwdmRVeWpGSUtkRHZ2UkkydXh6RFAyK00ycUJtRDl5bmlzUUx2TTMrQ3UydjUwcyIsIm1hYyI6IjA3NDYzMTRjNDIwYWU3YmMxZTAwNTEwNTY0NGY1YzJjYWI5NWFjMTVkZjQ0MmRkYmI2ZmQ0MjFmOTJkYTc0MjciLCJ0YWciOiIifQ==
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