Приставы требовали алименты с бездетного калужанина
Сейчас Михаил Николаев относится к этой ситуации с юмором, но еще пару месяцев назад ему было совсем не до смеха.
Попасть в аналогичную ситуацию может каждый. В нашу редакцию не раз поступали звонки от читателей, с которых приставы из других городов пытались взыскать несуществующие долги. А доказать, что ты не верблюд, не так-то просто. Особенно в разгар пандемии.
Вот какую историю рассказал житель Калуги Михаил НИКОЛАЕВ.
Удивительный долг
- Я еще не созрел до желания заводить семью и детей, и моя бездетная жизнь протекает умиротворенно и безмятежно, - рассказывает Михаил. – Но три года назад на портале Госуслуг я вдруг обнаружил, что по решению миасского суда я должен судебным приставам 411 тысяч рублей. «Какая-то ошибка», - подумал я, и благополучно забыл про это. В Миассе я никогда не был.
Спустя некоторое время Госуслуги известили меня, что моя задолженность повысилась до 486 тысяч рублей. Я немного напрягся, так как отдавать деньги неизвестно кому и непонятно за что я как-то не планировал.
Впрочем, «кому» - известно: судебный пристав из Миасса по фамилии Планкина. В извещении был даже указан номер ее телефона. По нему-то я и пытался дозвониться в течение всех этих лет, но пристав не брал трубку.
Другого способа связаться с источником моих бед не было. Госуслуги разводили руками: «Мы ни при чем, мы лишь транслируем вам запросы из различных госучреждений, обращайтесь к тем, кто вам выписал эти суммы». Оставалось разве что явиться лично в учреждение к приставу и провести разбирательство, но ехать в Миасс в мои планы не входило.
Так бы и тянулось всё это дело до бесконечности, если бы перед самым Новым годом мне не пришло «письмо счастья». Пока я не оплачу задолженность, на все операции с моей недвижимостью наложен запрет.
Ну всё, думаю, приплыли. Следующие шаги: блокировка счетов, запрет на выезд за рубеж, тюрьма... И, главное, непонятно за что. Кроме фамилии пристава и номера исполнительного производства у меня ничего не было.
Я решил заняться вопросом вплотную и полез в Сеть. Оказалось, что весь интернет пестрит описаниями подобных ситуаций. Как выяснилось, с недавних пор наша доблестная служба приставов перешла на «цифровые технологии», и теперь, вместо того, чтобы ломиться в двери к злостным неплательщикам, они сидят в офисе, одним пальцем ковыряются в носу, а другим - начисляют долги в системе.
Система эта работает через одно место. Видит, что пристав вводит имя, фамилию, отчество, дату рождения - и «назначает» должником первого попавшегося человека с такими данными. Таким образом, вместо Николаева Михаила, проживающего в Казани, злостным неплательщиком сделали его двойника, которому «посчастливилось» носить аналогичные ФИО и родиться в тот же день, но в Калуге.
В тех же интернетах написали, что таких двойников по всей стране полно. И со счетов у многих из них ошибочно списывают немерено денег.
Зачастую двойники потом не могут получить свои деньги обратно, даже если суд признаёт их правоту. Деньги списаны в пользу истца, истец их быстренько потратил - всё, нет денег.
Принимаем меры
- Но надо что-то делать, - продолжает Михаил Николаев. - Я всеми правдами и неправдами пытался выйти на пристава Планкину. Ох, как же я ее клял, когда в сотый раз пытался дозвониться до нее по указанному в извещении телефону. Бесполезно. Нашел другие телефоны миасского отделения приставов, все телефоны прозвонил - нет ответа. Яндекс-справочник в это время показал мне десятки негативных отзывов на эту контору, и все они сводились к одному: «Притаились там, и никто не берет трубку».
Я решил пойти выше и дозвонился до управления приставов по Челябинской области (Миасс - это именно этот регион). Там ситуация немного прояснилась. Оказалось, я звонил приставу не на телефон, а на факс.
Представляете? Я три года пытался дозвониться на факс! Зачем в извещении в качестве телефона указывать факс?! Мне предложили через Госуслуги направить приставу заявление и копии всех своих документов о том, что я - двойник должника.
Не буду говорить, что я потратил полдня, чтобы найти, где именно на Госуслугах можно отправить такое заявление, но я нашел, всё оформил и отправил. Суть заявления такова: «Прошу отменить в отношении меня задолженность и запрет на операции с недвижимостью, так как я - двойник должника».
Деньги мертвеца
Спустя положенные 17 суток приходит ответ: «Запрет на операции с недвижимостью отменен в связи с тем, что я - двойник». И всё. Я проверил - задолженность в моем личном кабинете по-прежнему числится - 486 тысяч рублей. То есть судебный пристав Планкина, получив заявление от двойника, додумалась только отозвать запрет на операции с недвижимостью, а саму задолженность отменить - нет.
Зато теперь, когда мне пришел ответ, что меня признали двойником, я в официальной бумаге увидел, за что, собственно, с меня требуют денег.
Оказывается, у моего двойника в Миассе есть сын, и я теперь вижу все личные данные, включая ФИО, даты рождения, прописку, и сына, и его матери, и его настоящего отца. То есть у меня теперь есть данные о всех фигурантах этого дела, к которому я не должен иметь никакого отношения.
И я решил воспользоваться помощью соцсетей. Без труда нашел во «Вконтакте» мать ребенка, которой я «не платил алименты», и написал ей, чтобы она, раз уж проживает в Миассе, достучалась до пристава и потребовала от нее нормальной работы, а именно - требовать долг не с двойника, а с настоящего должника.
И тут - новая информация! Моя собеседница сообщила мне шокирующую подробность.
Оказывается, алименты, которые я должен платить за левого мужика, я должен платить за левого мёртвого мужика!!! Оказалось, мой нерадивый двойник уже умер, а алименты мертвеца висят на ещё живом мне!
Финал
- В общем, мать ребенка написала заявление об отзыве алиментов по причине смерти должника, ну а я написал еще одно заявление, чтобы миасские судебные приставы уже отстали, наконец, от меня и прекратили свое преследование, - говорит Михаил Николаев и рассказывает, чем все закончилось. - И вот, наконец-то, я получил извещение на Госуслугах: «Судебная задолженность оплачена. Федеральная служба судебных приставов прекратила исполнительное производство».
Первый вопрос: «Кем оплачена?!» Не мной ли? Лезу в свои банковские счета - деньги вроде на месте. Лезу на Госуслуги - задолженность в 486 тысяч исчезла. Отлично. Дело, вроде как, сделано и, надеюсь, проблема больше не повторится.
Все это я рассказал, чтобы поделиться опытом - наверняка многие сталкивались с проблемой двойников на Госуслугах. Надеюсь, мой рассказ поможет некоторым в нелегкой борьбе с глупыми и ленивыми бюрократами.