Человек с гвоздодером и поединок на пальцах: как прошла премьера в калужском драмтеатре
Долгожданная премьера спектакля «Мизантроп» по Мольеру состоялась 11 декабря в Калужском областном драматическом театре. Спектакль был готов к встрече со зрителем еще в марте этого года, но из-за пандемии «пролежал на полке» почти девять месяцев. Собственное прочтение классика представил режиссер из Москвы Евгений Маленчев.
Образ человека, который отвергает общество и презирает весь род людской, интересует драматургов давно. Жан-Батист Мольер, написавший «Мизантропа» в 1666 году, вдохновлялся комедией «Брюзга» древнегреческого автора Менандра. Во многом похожа на пьесу Мольера комедия «Горе от ума» Александра Грибоедова.
По Мольеру, главный герой Альцест не приемлет лицемерия ни в каком виде – даже ради приличия. Он презирает и обличает всех и вся, вплоть до своей возлюбленной Селимены и лучшего друга Филинта.
В роли Селимены - Зоя Останина.
Начинается спектакль с длинного диалога Альцеста (Вячеслав Соколов) и Филинта (Кирилл Бессонов). Сцену закрывает плотный черный занавес – все внимание зрителей должно быть приковано к героям. Это надо пережить, дальше будет веселее.
Актеры нередко произносят текст невнятно или скороговоркой, иногда вплетают в классический текст современные фразы, фрагменты из Грибоедова и даже Маяковского. Видимо, текст здесь - не самое главное. А если что-то совсем непонятно, всегда можно обратиться к первоисточнику.
Наконец, занавес поднимается, и зрители могут оценить работу сценографа Анастасии Бугаевой. В центре – огромный фанерный ящик, обращенный к залу открытой стороной. Внутри него – сюрреалистическое пространство с огромными серебристыми омарами и морскими звездами, блестящими силуэтами водорослей и пальм, которые «растут» даже на стенах и потолке. Среди них танцуют причудливо одетые люди.
На сцене - фанерный «аквариум» с водорослями, омарами, морскими звездами. И пальмами.
Все это сияющее великолепие по ходу спектакля будет демонтировать Альцест. Снимет мишуру, вытащит пальмы и омаров. Потом облачится в рабочий халат и фартук, возьмет гвоздодер, притащит лестницу и начнет разбирать сам фанерный ящик. Вместо фанерных пальм он принесет на сцену живое растение – правда, ядовитое и колючее.
Вместо фанерных пальм Альцест (Вячеслав Соколов) выносит на сцену колючий молочай.
Хочется отметить костюмы, каждая деталь которых «работает» на образ персонажа. Их также создала Анастасия Бугаева. И грим: лица «светских лицемеров» покрыты слоем белил.
Одним из самых ярких, в буквальном смысле, персонажей оказался графоман Оронт (Дмитрий Казанцев). Балетная пачка и корона из белых перьев, белое трико и золотой корсет – и уже не важно, что он говорит и какие пишет сонеты. Дополняет образ игрушечный синтезатор, на котором он себе аккомпанирует.
Оронт (Дмитрий Казанцев) – в перьях, блестках и с игрушечным синтезатором.
«Мизантроп» - комедия, и некоторые попытки «сделать смешно» действительно удались. Например, при слове «король» персонаж, который его произносит, каждый раз взрывает хлопушку с серебряными блестками. Разговаривая со своей возлюбленной Селименой, Альцест то и дело падает без чувств и так же неожиданно приходит в себя. В первый раз забавно, потом не очень.
Альцест (Вячеслав Соколов) то и дело неожиданно падает.
Маркизы Клитандр и Акаст (Захар Машненков и Роман Чечерин) - «золотая молодежь», у которой нет и не может быть никаких проблем. Они то и дело громко хохочут (хочется сказать – ржут), и все у них понарошку и не всерьез – и интриги, и дуэль - не на шпагах, а на пальцах. Это получилось действительно забавно и очень похоже на то, как пытаются уязвить друг друга оппоненты в соцсетях.
Возлюбленную Альцеста Селимену играет актриса Зоя Останина. Она создала образ гламурной «звезды инстаграма», которая говорит нараспев, любуется собой, постоянно позирует для фото и самозабвенно сплетничает и смеется в компании поклонников.
Удивила своей пластикой актриса Ирина Якубенко, сыгравшая влюбленную в Альцеста Арсиною.
После антракта ящик на сцене превращается в помост. Главный герой продолжает его разбирать. В финале он остается один на последнем листе фанеры, словно потерпевший кораблекрушение на маленьком плоту. Обличая людские пороки, Альцест оттолкнул от себя даже тех, кто был ему дорог. Он не захотел защитить себя от неправедного суда. Ему грозит разорение, но зато он приобретает полное право ненавидеть всех и вся. Получается, что благородный герой Альцест - разрушитель, и разрушает он, в общем-то, свою собственную жизнь.