Нейлон, варенки, дутики: что носили в Калуге в советское время
Дорогие читатели! Каждую пятницу выходит наш исторический проект о городе, известных земляках и их судьбе. Судя по статистике просмотров и вашим отзывам, и благодарным, и критическим, он не оставляет вас равнодушными.
И мы решили расширить этот проект, выделив из него отдельный цикл - советский
Теперь в конце каждого месяца в рамках проекта "Советская история" мы будем вспоминать наше советское прошлое. В этой статье поговорим о моде. Во что одевались наши бабушки и дедушки в молодости? Что писали о моде калужские газеты того времени?
Капроновая лихорадка
Если посмотреть на старые послевоенные фото, наши родители или бабушки, дедушки, выглядят старше своего возраста. Многие считают, что причина - в тяжёлой жизни. Но возраста добавляла и одежда: мешковатые костюмы, широкие плечи, платки и платья, которые носили с пиджаком.
Это фото 1954 года. Девушке на нём 18 лет, но выглядит она старше.
В 1950-е в мир сходил с ума по нарядам Диор. Но в СССР своя мода: капроновые блузки, рукава-фонарики, воротники, брошки можно увидеть только в фильмах на актрисах. Обычные люди одевались просто и скромно. Из украшений очень ценились наручные часы.
Много модных нарядов можно было увидеть в кино. Кадр из фльма «Карнавальная ночь», 1956 года.
Так в это время в основном были одеты советские граждане.
В 1960-е уже все модничали и ходили в нейлоне, а в холодное время года одевались в мохер. Ив Сен Лоран в это время ввёл в моду прямые лаконичные платья. Этот тренд, хоть и с опозданием, но дошёл до советских женщин.
Невероятно модной была и прическа «Бабетта», скопированная у Бриджит Бардо. Девушки прикалывали шиньоны, красили волосы, рисовали чёрные стрелки. Мужчины наряжались в нейлоновые рубашки.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
В 1964 году в калужской прессе выходит статья под названием «Химия народ одевает»:
«У мастеров моды появился новый соавтор - чудесница-химия, - пишет ее автор. -Она дала промышленности и модельерам десятки новых тканей, куртки, элегантные пальто из плотного капрона, простеганного с поролоном, хлопчатобумажную ткань со штапелем и лавсаном... В основе новых композиций и конструкций одежды лежат вертикальные линии. Строгий, спортивный характер - главное в развитии мод сезона 1964-1965 гг.»
А в 1965 году писали уже о капроновой лихорадке:
«Она охватила работников художественных промыслов многих областей, в том числе Калужскую и Спас-Деменскую фабрики художественной вышивки. В какой-то мере выпуск капроновых блузок и манишек удалось сократить.
Когда появились новые ткани - шерсть и лён с добавлением лавсана, от тканей с плотной фактурой повсеместно отказались, однако Тарусская и Спас-Деменская фабрики возобновили выполнение заявок на капрон: обнаружился спрос на капроновые блузки в северных областях, куда мода приходит с большим опозданием».
Калужские девушки, фото 1950-60 годов.
Длинноволосатики
В 1970-х появляется клёш, джинсы, мини и сапоги-чулки. Были у вас такие вещи? Все гоняются за импортом. Во второй половине 1970-х в Москве открываются магазины соцстран.
В надежде купить ГДРовские платья, венгерские плащи, чехословацкую обувь, которой сносу не было, стояли в огромных очередях или приобретали с рук за две цены.
Советские модницы мечтают помимо «Красной Москвы» и «Ландыша серебристого» иметь флакончик французских «Шанель N 5». Расцветает фарцовка.
Фото 1971 года, Сочи. Уезжая на море, с собой брали лучшие наряды.
Разумеется, советские комсомольцы не должны были броско одеваться, а девушки краситься. И пока на Западе проходили конкурсы красоты, советские люди смотрели передачу «А ну-ка, девушки!», с творческими и профессиональными конкурсами.
В 1972 году в калужской прессе выходит заметка «Лица повышенной волосатости»:
«Неопрятные и лохматые подростки неистово дымят сигаретами, некоторые терзают струны гитар, пестрящих крикливыми наклейками.
Видеть и слышать такое противно. Потому и наглеют долгогривые недоросли, что демонстрируют свою никчемность.
Среди развлекающихся юнцов повышенной волосатости беспечно порхает совсем еще юная Наташа З.
Недавно она числилась учащейся школы № 24, но тетради и учебники забросила уже давно, примкнув к гривастому племени бездельников. Могут спросить, куда смотрит милиция? Она смотрит, куда надо. Но где общественность, комсомол, школа?»
В 1974 году в редакцию «Молодого ленинца» пришло такое письмо:
«Клуб железнодорожников. На сцене играет оркестр. Две-три пары, переминаясь с ноги на ногу, топчутся посередине. Интересно, а что же парни?
Неужели пойдут танцевать с девушками, от которых за версту разит табаком и винным перегаром? Но уже через минуту становится ясным: трезвых в зале вообще нет...
Наконец, оркестр заиграл шейк. Просто не передать словами, что произошло в зале - безумие. Нет, это надо было заснять на кинопленку и пускать в наших кинотеатрах - пусть все эти «длинноволосатики» и девочки в невыносимых мини-юбках посмотрят на себя со стороны».
Борьба с вещизмом
В 1980-х пришла мода на брюки-бананы, блузки с объемными плечами, платья-сафари, вельвет, лосины и мыльницы. Зимой предел мечтаний – дутики (сапоги и куртки), мохнатые шапки из собачьей шерсти, которые сильно возмущали общественность, «Аляска» и дублёнка. На голове у всех - химия. На курках - значки с певицами Сандрой и Си Си Кетч.
Си Си Кетч была иконой стиля тех времён.
А варёнки помните? Если не удавалось их достать, то варили джинсы, джинсовые юбки и куртки в хлорке. Не у всех получалось удачно.
В 1982 году в Калуге выходила такая критическая статья:
«В последнее время тема борьбы с вещизмом, формирования культуры потребностей привлекает к себе внимание ученых и публицистов, остро волнует общественность...
Кому не известны, например, люди, для которых самое важное и заветное - приобретение вещей. Вещь, особенно с импортным ярлыком, делается объектом мечтаний и азарта. Подобная погоня за модой нередко ведет к нравственному падению, обедняет внутренний мир человека».
За шмотками и косметикой народ ездит на барахолку на малинники и к полякам, которые строили дома на ул. Гагарина. В магазинах даже капроновые колготки не купить. Советские стоили от 1 р. 40 коп до 4 руб. 50 коп, а ГДРовские, когда выкинут в магазинах, – 5р. 30 коп.
У спекулянтов за них отдавали и 10, и 15 рублей. Отечественные колготки были телесного цвета, но потом появились и чёрные, а позже - со швом. Так как такие было недостать, девушки красили телесные колготки тушью для черчения или краской для волос, а шов рисовали химическим карандашом.
Импортные колготки берегли, если пошла стрелка, не выкидывали, как сейчас, а аккуратно зашивали. В журнале «Работница» того времени появлялись рекомендации по продлению жизни колготкам, например: «новые колготки нужно на пару часов положить в холодильник» или «колготки будут носиться дольше, если их предварительно постирать в мыльной пене».
Когда колготки рвались и использовать их было уже нельзя, в них хранили лук или распускали на нитки для зашивания новых колготок.
Мужчины в 1980-е тоже утеплялись в меховые шапки и дублёнки.
В моде – вместо сумок импортные пакеты. Стоили они дорого: 10-15 рублей. Продукты в них не носили: жалко было. Их брали с собой в кино или на прогулку.
Калужские газеты писали про модниц:
«...Вот идет, помахивая легкой сумочкой, девушка. На сумке с обеих сторон - реклама японского виски. Можно встретить подобные сумки с рекламой американских сигарет, французского коньяка, шотландского виски и других чужеземных товаров...
Нет, не смогут органы, следящие за исполнением законов и постановлений правительства, уследить за каждой такой сумочкой. Только сами мы, отказавшись от этой дешевки, бесплатно вручаемой посетителям иностранных выставок, сможем навести здесь порядок».
Ну а постсоветские времена – это рынок. Модные «Мальвины», «трубы», малиновые пиджаки, спортивные костюмы, кожаные куртки, пиджаки, плащи, «свитера Boys», которые девушки носили с разноцветными лосинами и колготками - «дольчиками». Причёска «Дикарка», начёсы «Взрыв на макаронной фабрике», осветлённая чёлка.
«Длинноволосатики» не исчезли и в 1990-х.
Индивидуальный микроклимат
Интересно, что в 1960-х годах в Калуге вышла вот такая статья о нашем будущем Заслуженного деятеля науки РСФСР профессора Ю. Фролова:
«Представим себе, что создан «телевизор времени».
Включим его и заглянем в будущее. Что отразится в огромном цветном экране?
Прежде всего, люди. Веселые, цветущие, жизнерадостные. Мода больше не диктует им своих тиранических законов. Одежда, прежде всего, гигиеническая, удобная и красивая. Легкие, свободные костюмы создают индивидуальный микроклимат...
Все расстались с дурными привычками, излишествами. Жизнь течет, как полноводная река, вовлекая массы в процесс творчества»…
Каждый, наверно, по-своему ответит, сбылся ли профессорский прогноз.