Без красок и кистей, зато с музой в окне: в Калуге показали автопортреты художников ХХ века

В некоторых из них спрятана загадка.
Татьяна Светлова
10:00 18.06.2023
2 2945
Фото автора

В музее изобразительных искусств - очередная выставка с оригинальной концепцией. В основе проекта – автопортреты художников.

Выставка охватывает период от начала ХХ века до 2000-х годов. Есть как калужские известные авторы, так и московские.

Кто-то изображает себя карикатурно, с юмором, иронизирует над собой, а кто-то серьёзно, даже монументально.

Некоторые художники представлены несколькими автопортретами -  это калужские мастера Георгий Абрамов, Виктор Остроумов, Афанасий Куликов.

Афанасий Куликов, 1938 год.

И любопытно разглядывать, как меняются люди, их взгляд, стиль, внешность. Кстати, женских автопортретов на выставке почему-то меньше.

Вера Лаврова, 1962 год.

- Здесь много работ начала, середины ХХ века. И конечно, тогда было больше мужчин-художников, - объясняет куратор выставки, сотрудник музея изобразительных искусств Станислав БАРАНОВ. – И ещё я заметил, что женщины почему-то меньше склонны к автопортрету. Хотя дамам самолюбование больше свойственно, чем мужчинам.

Виктор Остроумов (1904-1955 г.)

Без стереотипов

- Автопортрет - это особый жанр. И выставка получилось очень проникновенной, даже сам не ожидал, - говорит Станислав БАРАНОВ. – Готовил этот проект из фондов нашего музея, и когда все портреты были развешены, экспозиция произвела на меня сильное впечатление.

Все работы индивидуальные, харизматичные, персонажи на них очень интересные. Стили разные: от реализма - до полуабстракции и футуристических картин.

Галина Макавеева, 1937 год.

- И здесь мы не увидим стереотипных портретов, где художник изображает себя с кистями и красками, хотя такие, конечно, есть, большинство автопортретов - о самоанализе, рефлексии, то есть они очень глубокие.

Любопытно увидеть авторов так, как они видят себя, понять их эмоции, чувства. Все художники разные не только по техникам, но и в своей эмоциональности.

И здесь выделяется автопортрет Марка Маргулиса, он экспрессивен, наполнен тревогой и переживаниями. Художник использует элемент случайности, подчеркивая непостоянство наших чувств и эмоций.

А вот автопортрет Петра Козьмина, наоборот, предельно собран и продуман, каждый геометрический фрагмент имеет свой цвет и тон, а вместе они создают образ автора за работой в мастерской.  

Виктор Страхов «Живописец с музой».

Алексей Бесперстов, 1980-е годы.

Анатолий Любавин «Художник и модель», 2018 год.

Разгадать загадку

- Все представленные здесь работы - редкие. Они выставлялись на разных выставках, но в контексте одного проекта ещё не были ни разу. Здесь 36 картин. Из уникальных - работа «Современники» Юрия Ракши.

Это не совсем автопортрет, скорее, - жанровая картина, где он изображает себя и своих современников – интеллигенцию 1960-70 годов. И в тоже время это – автопортрет, потому что художник изобразил себя на первом плане в красном.

Юрий Ракша «Современники», 1970 год. Художник на первом плане в красном.

- Уникальна работа калужского художника Алексея Базанова, она сразу выделяется. Многие могут подумать: что натюрморт делает среди автопортретов. Но при детальном рассмотрении становится понятно: среди натюрморта спрятаны многочисленные осколки зеркала, в которых отражается художник.

С одной стороны, он ассоциирует себя с натюрмортом. Возможно, это такое его душевное состояние. Там изображены банки краски. А художник и состоит из краски. И в тоже время в картине есть спрятанные черты лица.

Здесь художник Алексей Базанов зашифровал свой автопортрет.

Посетить выставку «Один на один. Автопортрет» в музее изобразительных искусств можно до 6 августа. А в центре зала -  зеркало в раме, что вы увидели здесь и свой автопортрет.  

Лента настроения
15 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 2 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
eyJpdiI6IkZnZlAvVmdQb1FWZnZiVlVDYlNOZlE9PSIsInZhbHVlIjoiblhNL0paaytqU0RHR1JOMGdFS1pYQndQM3FiSngwK2E5aXdSTjFUaHBiV2wrL1VzYVgzZll4UFJ5cTJ5aUo4RHNZeXZ5TjE0NlFLQmw3L3gwSGF6OHdHbGFSNGFSbE80bDVjbDEzSFJtK3IrejVjbFFGSVgzRWZTMWpYVUQrRWlXczJTM0phbmVOV1JRdmg5bnA5RktzZGhhVHBQcVh0b09OdThnMnNyTVZGaDUxRW1RaFJsZkRjYW5PQVRZUVYrV3g2OU5aMTl0RUE0S1ExNGIyRHNZVXh6MUlFT2FMVEptYkRWcmJkaU02SVdFbjJjRGEwbTF2TE5heS92cEJpNC81cWxFa2gycjF1Ris2M2ZMYzA0YmNQU3AzV1RpRU1kRUFPUCs5cE0wNXdoc2U0dWxiM2paUitvZVlXSEFXR0Zvb0ZaUG1zaGtLSFU2bDZPREJkQTRaeC9PSXZUU0tKZGozZkdkL01JZDcwSFdXNi83RTI2dmNtUmdmYXlrNmQxc3Q3VnRGdURlU1ViVmRBMEVMLzFidCtVZ3dOc1VTSndmYmZBYlU4NlRXUm9UOTRzeG9tZjVXVjZRVkNRcW5UejBYbThabEVwaXBaMFRFeGV2a1BzaG4vdVoyL0orSms2R1dzRXRtcVEzeGdiKzVFOVJtOTMwSHZXek1wQ1c4bVViQjB1dStZVWxnSGpidnFVVUMvM0Z1QVpvSG4rdlVhWlp2QXVVaHB2R2pKN0VCeUF6UjZnTWwvbGtqcVpJZmVWaW53c3dYOGdFT1NiUVJjOXFCcUxCR3N6WUk0Qko3dy83QWhSc0pRUTh2L0pmNDdBUmpOVFlwR2JyMEV0djhtSCIsIm1hYyI6ImZhNDhiNTY4MWM1Y2M2NzY0MmVkMGU3NmNmODBjYWYzYzYwZTIzMzBhZmRiZjQwYmY5ZmZhYTBmZDI5N2UwMTEiLCJ0YWciOiIifQ==
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