Без красок и кистей, зато с музой в окне: в Калуге показали автопортреты художников ХХ века

В некоторых из них спрятана загадка.
Татьяна Светлова
18.06.2023, 10:00
2 3381
Фото автора

В музее изобразительных искусств - очередная выставка с оригинальной концепцией. В основе проекта – автопортреты художников.

Выставка охватывает период от начала ХХ века до 2000-х годов. Есть как калужские известные авторы, так и московские.

Кто-то изображает себя карикатурно, с юмором, иронизирует над собой, а кто-то серьёзно, даже монументально.

Некоторые художники представлены несколькими автопортретами -  это калужские мастера Георгий Абрамов, Виктор Остроумов, Афанасий Куликов.

Афанасий Куликов, 1938 год.

И любопытно разглядывать, как меняются люди, их взгляд, стиль, внешность. Кстати, женских автопортретов на выставке почему-то меньше.

Вера Лаврова, 1962 год.

- Здесь много работ начала, середины ХХ века. И конечно, тогда было больше мужчин-художников, - объясняет куратор выставки, сотрудник музея изобразительных искусств Станислав БАРАНОВ. – И ещё я заметил, что женщины почему-то меньше склонны к автопортрету. Хотя дамам самолюбование больше свойственно, чем мужчинам.

Виктор Остроумов (1904-1955 г.)

Без стереотипов

- Автопортрет - это особый жанр. И выставка получилось очень проникновенной, даже сам не ожидал, - говорит Станислав БАРАНОВ. – Готовил этот проект из фондов нашего музея, и когда все портреты были развешены, экспозиция произвела на меня сильное впечатление.

Все работы индивидуальные, харизматичные, персонажи на них очень интересные. Стили разные: от реализма - до полуабстракции и футуристических картин.

Галина Макавеева, 1937 год.

- И здесь мы не увидим стереотипных портретов, где художник изображает себя с кистями и красками, хотя такие, конечно, есть, большинство автопортретов - о самоанализе, рефлексии, то есть они очень глубокие.

Любопытно увидеть авторов так, как они видят себя, понять их эмоции, чувства. Все художники разные не только по техникам, но и в своей эмоциональности.

И здесь выделяется автопортрет Марка Маргулиса, он экспрессивен, наполнен тревогой и переживаниями. Художник использует элемент случайности, подчеркивая непостоянство наших чувств и эмоций.

А вот автопортрет Петра Козьмина, наоборот, предельно собран и продуман, каждый геометрический фрагмент имеет свой цвет и тон, а вместе они создают образ автора за работой в мастерской.  

Виктор Страхов «Живописец с музой».

Алексей Бесперстов, 1980-е годы.

Анатолий Любавин «Художник и модель», 2018 год.

Разгадать загадку

- Все представленные здесь работы - редкие. Они выставлялись на разных выставках, но в контексте одного проекта ещё не были ни разу. Здесь 36 картин. Из уникальных - работа «Современники» Юрия Ракши.

Это не совсем автопортрет, скорее, - жанровая картина, где он изображает себя и своих современников – интеллигенцию 1960-70 годов. И в тоже время это – автопортрет, потому что художник изобразил себя на первом плане в красном.

Юрий Ракша «Современники», 1970 год. Художник на первом плане в красном.

- Уникальна работа калужского художника Алексея Базанова, она сразу выделяется. Многие могут подумать: что натюрморт делает среди автопортретов. Но при детальном рассмотрении становится понятно: среди натюрморта спрятаны многочисленные осколки зеркала, в которых отражается художник.

С одной стороны, он ассоциирует себя с натюрмортом. Возможно, это такое его душевное состояние. Там изображены банки краски. А художник и состоит из краски. И в тоже время в картине есть спрятанные черты лица.

Здесь художник Алексей Базанов зашифровал свой автопортрет.

Посетить выставку «Один на один. Автопортрет» в музее изобразительных искусств можно до 6 августа. А в центре зала -  зеркало в раме, что вы увидели здесь и свой автопортрет.  

Лента настроения
15 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 2 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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
eyJpdiI6Ik82YXVXY2lsa1JUaFAzeUNlU3VSVEE9PSIsInZhbHVlIjoiNVhDb2tGcmVBZk1JbFVKeGZNenBaV2xqR0JGdlFPbStzTHFBWUlzY2ZpZ3p2UmJIL3UrUlhpcTBqQVEzdXphbjBieS9XclJQSHdKWUZBSXJ5L0hBVUtub3YzQkxmRjNaOUZTWDN5d2o4N3FIODZ5Q094VjJrVGp4MldPMnM4d29MY2ViSTU5SmlmNGZCMzAzOThNY0kyNVVVaDRPMWFSMG5TRUcrUUd2NXJvVThrSEJKMHE0b0xPbkg2OVNtcHRPU2VncG1ZZ20zVUgzWFREYWwvWVFmb0pHTUk2T0hSSWdKT2t3d1BoRHdrb0hpeGhZUER4K2U5QnJlWlJXdjI4L09WK3R5eXBRU3dUQm8wWVljUUxBTmtKdUtlVDJMeWcvaDlHdFVLSFJUUlJjSWhLcnBZRHhBcDNFQ0VuLzFmVnYvOHMrVVh3TG4rb0VFNHZsTHc0cVhEZDZNRm05OWpMVDJ4Q0REVjRrSXVDK0xuVVhkTU9TREJWYXhOb3BrRnZ1eWd5ZERUT0s5STdlZm5qY1ZSNklFeWhGSFF6cjk4WXRNU2k2UVlkL2RPNDRIQlhSQVA0QnhaZXB2TWNWVFp3L2c2Q0NYaG9vdkdNVU1pT2s1M3dlNWFIYnE1U3d4QVM1NzFqcTJtbGwvcUM0dXVHL0RnenkzNkxKN3NjTHNMZjV5cGo5MmNVeFlzNFlFb1hWTlNSbnBFWE83RGJIbTBCSFhlblJpMVBCVGt6ZnBSNGRJVkFmYmdWTm9nem5CWjZ1bkJWQ0F4eUx0eWNpWHl4ZWJpcy9hcExVNTFwN2xjUzdjUnZ5KzljVzNMekorVEpPYkY4bFN6dWduL0Z3TWZPViIsIm1hYyI6ImI3MGYzNDU5ZGJmNTEwYWE2Njk0OTI0NWY5MzdiODgyZjU3ODliZWY1OTY4ODYzMDcwMGE0NzY4NWU3MzVhMjMiLCJ0YWciOiIifQ==