Зоозащитники Калуги выступили против поправок, разрешающих уничтожать бродячих собак
В минувший вторник, 25 апреля, правительство России одобрило законопроект, наделяющий регионы правом усыплять бездомных собак. Теперь его предстоит рассмотреть в Госдуме.
Это известие всколыхнуло многих зоозащитников по всей стране.
Отношение к предлагаемым поправкам различное, но большинство людей, занимающихся приютами для животных, против умерщвления здоровых собак.
Лицензия на убийство
Вопрос о том, что делать с бездомными собаками, которые, сбиваясь в стаи, нападают на детей и взрослых, резко актуализировался после того, как 16 апреля в Оренбурге стая бездомных собак насмерть загрызла второклассника. Ужасная трагедия, причем, далеко не первая в новейшей истории, заставила общество вновь вернуться к этой теме.
Другими словами, гром грянул снова.
В официальном документе федеральные чиновники пишут об обеспечении безопасности и законных интересов граждан. Госдума рассмотрит этот законопроект в первом чтении уже 16 мая. По данным депутатов нижней палаты парламента, в 2022 году по России было зафиксировано 227 тысяч укусов и облизываний людей бездомными собаками.
И не стоит улыбаться над словом «облизывание», здесь речь идёт о возможном заражении человека бешенством.
В новом законопроекте регионам даётся право самим определять возможность и гуманность уничтожения беспризорных собак. Но, смысл в том, что, если документ будет принят, то в России, по сути, будет узаконено убийство животных. В законопроекте указывается, что речь идёт лишь об немотивированно агрессивных особях, тех, которые нападают на людей.
Термин «немотивированная агрессия» вызывает много вопросов и у зоозащитников, и у представителей ветеринарных служб.
- Ни в одном законе не написано, что такое агрессивность, как и кто должен ее определять и по каким критериям, - поясняет председатель комитета по ветеринарии при правительстве Калужской области Евгений ВОДОЛАЗОВ. - Сегодня мы можем лишь косвенно говорить об агрессивности, если животное напало на человека. Но сказать, что это немотивированная агрессивность, мы не можем. Может быть, имела место провокация животного.
Калужские зоозащитники предлагают вместо четко прописанных критериев немотивированной агрессии в документе, отдать на откуп это решение профессионалам. Например, опытным кинологам.
Однако здесь тоже есть нюансы.
- У нас ведь как: кто за собачий поводок подержался, тот кинолог, кто шприц в руках подержал – тот ветврач, с горечью говорит заместитель руководителя калужской общественной организации защиты животных «Фауна» Татьяна ЖИДКОВА.
Чем плох нынешний закон?
На следующий день после того, как стало известно о решении правительства РФ, а именно в среду, 26 апреля, в Калуге собрались представители региональных зоозащитных организаций, руководители приютов для животных и представители профильных организаций. Разговор в формате круглого стола позволил понять, почему работающий с декабря 2018 года федеральный закон, где говорится о методе «Отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск» (далее - ОСВВ) в Калужской области работает из рук вон плохо.
Идею ОСВВ зоозащитники поддерживают, однако реализация этого метода в регионе не привела к каким-либо видимым результатам. Агрессивных собак на улицах городов и поселков меньше не стало.
- Сейчас мы видим целенаправленную провокацию агрессии у собак, поясняет Татьяна Жидкова. - Животных собрали с разных территорий, при небольшом сроке ОСВВ их выпускают. Разнородных особей, которые до этого друг друга в глаза не видели, выкидывают на окраины Калуги. В Турынино, на Силикатный. Собакам страшно, их выкинули на незнакомую территорию, кормовой базы ноль. А ведь агрессия у стерилизованных собак может быть вызвана только в борьбе за выживание.
Оказалось, что в целом ряде случаев выпускать собак после ОСВВ в то место, откуда их отловили, невозможно.
- Собак выкидывают куда угодно, а по закону обязаны только туда, откуда отловили, - говорит директор приюта «Новый ковчег» из Обнинска Анна МОГИЛЬНЕР. - Это же понятно – там собака знает, где у нее кормовая база, она знает, куда бежать, где прятаться. А если ее выкинули на незнакомую территорию, у нее возникает агрессия. Я обращалась в прокуратуру, но мне ответили, что адресный выпуск не представляется возможным.
Много претензий и к качеству стерилизации.
- Сегодняшняя чудовищная ситуация спровоцирована безграмотной работой при реализации программы ОСВВ, - продолжает Татьяна Жидкова. - Люди обращаются ко мне: ну и что ваш закон ОСВВ? Вон бежит беременная собака с биркой в ухе. У нас нет базы данных всех животных, прошедших через ОСВВ.
Слова заместителя руководителя «Фауны» подтверждает ее обнинская коллега.
- О качестве стерилизации промолчу, - говорит Анна Могильнер. - У меня много фотографий, которые переданы в прокуратуру, с торчащими из животов нитками, со свищами на швах.
Рассказывали на круглом столе и о лечении после ОСВВ загнивших ушей от бирок, о многочасовых операциях по исправлению последствий стерилизации.
В качестве решения проблемы, было предложено узаконить не уничтожение собак, а обязательную регистрацию домашних животных. Тогда, во-первых, у хозяев пропадёт желание просто выбросить надоевшее животное, за это предлагается большой штраф.
Во-вторых, прозрачность документации остановит возможность махинаций с деньгами, выделенными на ОСВВ. Сейчас, по словам выступавших на круглом столе часто, вообще не понятно, сколько собак реально прошло ОСВВ.
- Все прекрасно знают, почему не принимается статья о регистрации, поясняет Татьяна Жидкова. - Потому что вокруг это темы крутятся огромные деньги. Ещё в 2003 году, на круглом столе в Госдуме руководитель большого количества подмосковных приютов спросила меня: где у вас в Калужской области 50 тысяч собак? Ровно столько в 2003 году было вывезено в наш регион по документам. Регистрация – дело хорошее, но она будет мешать зарабатывать и при этом не отчитываться.
Собачье будущее
Вступление поправок в действие совсем не означает, что на следующий день по городам и весям Калужской области на улицы выйдут рейнджеры с ружьями и начнут поголовный отстрел бездомных животных.
Для того, чтобы умерщвление агрессивных собак стало законным, необходимо отдельное решение депутатского корпуса области и документа, подписанного губернатором.
Кстати, по итогам обсуждения вопроса, губернатору Калужской области и председателю Законодательного собрания региона будет передано обращение, в котором представители зоозащитных организаций, благотворительных фондов, приютов для животных, организации, осуществлявшие отлов животных по программе ОСВВ пришли к единогласному мнению, что законопроект для Калужского региона неприемлемый.