Светлана Дружинина: «Нас подсадили на «химический» кинематограф»
Об истории, знаменитых актерах и фестивале в Калуге.
С 13 по 17 октября в нашем городе пройдет II Международный кинофестиваль исторического и современного кино «Угра». Президент фестиваля — режиссер, народная артистка России Светлана Дружинина.
Ее актерская карьера началась стремительно: красавица Анфиса в «Девчатах», бедовая Лариска в «Дело было в Пенькове». Один раз увидишь — не забудешь. Но Дружинина хотела снимать кино сама. Втайне ото всех она поступила на режиссерский факультет ВГИКа, закончила его и сняла картину, которая имела грандиозный успех, — «Гардемарины, вперед!».
— Я никогда не хотела быть актрисой. Мало кто верит, но это, действительно, так, — признается Дружинина. — Никому ничего не сказав, с помощью своего очаровательного мужа — мы были с ним в сговоре — я сдала экзамены на режиссерский факультет. Видела себя только режиссером, и больше никем.
«После моих фильмов рождаются дети»
— На съемках фильма «Чучело» я впервые увидела Кристину Орбакайте. Она невероятно мужественный человек. Помните, в этом фильме ее героиня в отчаянии бежит через парк и черный шарфик тянется за ее рукой. Она кричит… Когда я это увидела, говорю Быкову: «Ролан, Боже, как ты хорошо придумал: черный шарф — это печаль тянется за ней. Все так образно. Как девочке помогает эта деталь!» Он посмотрел на меня и говорит: «Дура, у нее рука сломана, у нее там гипс. И я снял свой шарфик. Вот сейчас дубль закончится, посмотри, что она делать будет». Закончился дубль, Кристина повесила шарф на шею, продела в него руку. А после перерыва пальчиком сняла его и побежала, неся за собой печаль. Поэтому я взяла ее на роль принцессы Фике в «Гардемарины, вперед!». Тогда она только закончила школу и у них с Владимиром Пресняковым был медовый месяц. Родился Никита. После наших фильмов, кстати, все рожают детей!
Историческое потрясение
— Потрясением для меня стала картина о Рюрике. Никто не знает, откуда Рюрик! Известно только, что он — варяг. Но, если заняться словообразованием: бродят — бродяги, варят — варяги. Самым ценным продуктом в то время была соль. Варяги — племена, которые варили соль. И была она дороже жемчуга. Сейчас говорят, что соль даже полезнее сахара. Она несет много информации, так как капля нашей крови — это капля океана, только в ней еще эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и другие элементы. Варяги варили соль и были успешны, умели распространить ее и защитить своей промысел. И это благополучие послужило причиной приглашения трех братьев-варягов сюда править. Так что есть и такая версия.
О фестивале
— Сейчас вы много слышите, что отечественное кино на подъеме. На самом деле оно медленно выкарабкивается — особенно историческое. Таких фильмов все меньше и меньше. С большим трудом мы собираем программу. Тема нашего фестиваля: историческое кино и современность. Потому что ни одно событие не вырывается из связи времен. Если вы становитесь на позицию общечеловеческих проблем — вы современны.
Кто приедет в Калугу
— Звать на фестиваль актеров сложно, все они очень заняты. Поэтому я пользуюсь своими связями, — смеется Светлана Сергеевна. — Приедут Светлана Немоляева и ее сын Александр Лазарев-младший. Я хотела, чтобы приехала и внучка Немоляевой Полина, она прекрасная актриса и интересный человек. Великолепно поет по-английски. Когда у Светланы Немоляевой плохое настроение, внучка по телефону поет ей английские песни. Я хочу, чтобы на примере этой семьи подтвердилась идея нашего фестиваля — связь поколений.
Будут актеры Алексей Петренко, Владимир Ильин, Анна Терехова, Лариса Лужина, Дмитрий Золотухин. Елена Санаева представит свою картину, которую посвятила мужу — Ролану Быкову. Мы покажем фильм Веры Глаголевой «Две женщины». Леонид Мозговой, который работал у Сокурова, проведет творческий вечер об Окуджаве.
Мой муж — оператор Анатолий Мукасей, — к сожалению, не успевает на открытие, так как 12 октября в Италии заканчивается чемпионат мира по волейболу. И он не может на нем не присутствовать, так как там играет наша невестка — волейболистка Екатерина Гамова. Она так нервничает и переживает! Поэтому в Италию уже улетел мой сын, а скоро уедет и Анатолий Михайлович. Но 14 октября он будет в Калуге и проведет один из «круглых столов».
На закрытии мы сделаем специальную программу — покажем несколько эпизодов из картин, которые объединяют время. Актеры расскажут о съемках в этих фильмах. Обязательно будет отрывок из «Дело было в Пенькове» — я хотела бы рассказать о семье Ростоцких — и отрывок из фильма Элема Климова «Агония» — его представит Нелли Пшенная.
Ценности без «химии»
— Кино — это фабрика. Но в то же время это штучный товар, и он должен быть продан, иначе работа идет «в стол». Кино — продукт скоропортящийся. Помните, была картина про пенициллин — «Открытая книга»? Сейчас мы все знаем, что такое пенициллин, что там смотреть? Но есть общечеловеческие ценности. В свое время на меня произвел впечатление фильм «Миллионер из трущоб». Там невероятным образом соединились общечеловеческие ценности, талант и коммерческая составляющая. Я люблю американское кино, которое сделано без «химии», пока оно исследует человеческую душу. Когда начинается «матрица» — мне неинтересно. В последнее время команде дается задание, сидят люди и разрабатывают будущий фильм на компьютере, создают матрицу. Самый вычисленный кинематограф — американский. И самый идеологизированный. Он раскрывает одну-единственную тему: средний американец — лучший в мире человек. Они всех нас подсадили на свой «химический» кинематограф.
Ее актерская карьера началась стремительно: красавица Анфиса в «Девчатах», бедовая Лариска в «Дело было в Пенькове». Один раз увидишь — не забудешь. Но Дружинина хотела снимать кино сама. Втайне ото всех она поступила на режиссерский факультет ВГИКа, закончила его и сняла картину, которая имела грандиозный успех, — «Гардемарины, вперед!».
— Я никогда не хотела быть актрисой. Мало кто верит, но это, действительно, так, — признается Дружинина. — Никому ничего не сказав, с помощью своего очаровательного мужа — мы были с ним в сговоре — я сдала экзамены на режиссерский факультет. Видела себя только режиссером, и больше никем.
«После моих фильмов рождаются дети»
— На съемках фильма «Чучело» я впервые увидела Кристину Орбакайте. Она невероятно мужественный человек. Помните, в этом фильме ее героиня в отчаянии бежит через парк и черный шарфик тянется за ее рукой. Она кричит… Когда я это увидела, говорю Быкову: «Ролан, Боже, как ты хорошо придумал: черный шарф — это печаль тянется за ней. Все так образно. Как девочке помогает эта деталь!» Он посмотрел на меня и говорит: «Дура, у нее рука сломана, у нее там гипс. И я снял свой шарфик. Вот сейчас дубль закончится, посмотри, что она делать будет». Закончился дубль, Кристина повесила шарф на шею, продела в него руку. А после перерыва пальчиком сняла его и побежала, неся за собой печаль. Поэтому я взяла ее на роль принцессы Фике в «Гардемарины, вперед!». Тогда она только закончила школу и у них с Владимиром Пресняковым был медовый месяц. Родился Никита. После наших фильмов, кстати, все рожают детей!
Историческое потрясение
— Потрясением для меня стала картина о Рюрике. Никто не знает, откуда Рюрик! Известно только, что он — варяг. Но, если заняться словообразованием: бродят — бродяги, варят — варяги. Самым ценным продуктом в то время была соль. Варяги — племена, которые варили соль. И была она дороже жемчуга. Сейчас говорят, что соль даже полезнее сахара. Она несет много информации, так как капля нашей крови — это капля океана, только в ней еще эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и другие элементы. Варяги варили соль и были успешны, умели распространить ее и защитить своей промысел. И это благополучие послужило причиной приглашения трех братьев-варягов сюда править. Так что есть и такая версия.
О фестивале
— Сейчас вы много слышите, что отечественное кино на подъеме. На самом деле оно медленно выкарабкивается — особенно историческое. Таких фильмов все меньше и меньше. С большим трудом мы собираем программу. Тема нашего фестиваля: историческое кино и современность. Потому что ни одно событие не вырывается из связи времен. Если вы становитесь на позицию общечеловеческих проблем — вы современны.
Кто приедет в Калугу
— Звать на фестиваль актеров сложно, все они очень заняты. Поэтому я пользуюсь своими связями, — смеется Светлана Сергеевна. — Приедут Светлана Немоляева и ее сын Александр Лазарев-младший. Я хотела, чтобы приехала и внучка Немоляевой Полина, она прекрасная актриса и интересный человек. Великолепно поет по-английски. Когда у Светланы Немоляевой плохое настроение, внучка по телефону поет ей английские песни. Я хочу, чтобы на примере этой семьи подтвердилась идея нашего фестиваля — связь поколений.
Будут актеры Алексей Петренко, Владимир Ильин, Анна Терехова, Лариса Лужина, Дмитрий Золотухин. Елена Санаева представит свою картину, которую посвятила мужу — Ролану Быкову. Мы покажем фильм Веры Глаголевой «Две женщины». Леонид Мозговой, который работал у Сокурова, проведет творческий вечер об Окуджаве.
Мой муж — оператор Анатолий Мукасей, — к сожалению, не успевает на открытие, так как 12 октября в Италии заканчивается чемпионат мира по волейболу. И он не может на нем не присутствовать, так как там играет наша невестка — волейболистка Екатерина Гамова. Она так нервничает и переживает! Поэтому в Италию уже улетел мой сын, а скоро уедет и Анатолий Михайлович. Но 14 октября он будет в Калуге и проведет один из «круглых столов».
На закрытии мы сделаем специальную программу — покажем несколько эпизодов из картин, которые объединяют время. Актеры расскажут о съемках в этих фильмах. Обязательно будет отрывок из «Дело было в Пенькове» — я хотела бы рассказать о семье Ростоцких — и отрывок из фильма Элема Климова «Агония» — его представит Нелли Пшенная.
Ценности без «химии»
— Кино — это фабрика. Но в то же время это штучный товар, и он должен быть продан, иначе работа идет «в стол». Кино — продукт скоропортящийся. Помните, была картина про пенициллин — «Открытая книга»? Сейчас мы все знаем, что такое пенициллин, что там смотреть? Но есть общечеловеческие ценности. В свое время на меня произвел впечатление фильм «Миллионер из трущоб». Там невероятным образом соединились общечеловеческие ценности, талант и коммерческая составляющая. Я люблю американское кино, которое сделано без «химии», пока оно исследует человеческую душу. Когда начинается «матрица» — мне неинтересно. В последнее время команде дается задание, сидят люди и разрабатывают будущий фильм на компьютере, создают матрицу. Самый вычисленный кинематограф — американский. И самый идеологизированный. Он раскрывает одну-единственную тему: средний американец — лучший в мире человек. Они всех нас подсадили на свой «химический» кинематограф.
Свежий номер газеты «Калужский перекресток» на день раньше и всего за 5 рублей.