Нужны ли детям карманные деньги?
И если нужны, то с какого возраста их следует выдавать и в каком количестве.
Вопрос подруги - детского психолога - о том, выдаем ли мы деньги на карманные расходы старшей дочери (а ей 11), застал меня врасплох. То есть ребенок у нас, конечно, не безденежный: и сдача ей перепадает, и бабушки с дедушками кое-что подкидывают. Но вот так, чтобы выдавать деньги, как зарплату: в определенный день и конкретную сумму, - у нас не было принято. Возможно, из-за того, что подобные вещи не практиковались в моем детстве.
Профилактика воровства и безответственности
Однако, по мнению детского психолога Анастасии ВОЛОКИТИНОЙ, регулярная выдача карманных денег детям-школьникам имеет важное для них значение:
- Если у ребенка школьного возраста нет собственных карманных денег, он становится еще более зависимым от родителей, поскольку на любую покупку - даже самую мелкую - приходится просить. И не все мамы и папы сразу отвечают согласием. Часто в обмен на карманные деньги ставится условие в виде примерного поведения или хорошей учебы.
Наличие собственных средств влияет, во-первых, на формирование у ребенка чувства собственного достоинства. Во-вторых, у него появляется ответственность за свои действия. Он учится планировать траты и сдерживать свои потребности в удовольствиях. И здесь важно не поддаться на жалобные уговоры любимого чада, потратившего все карманные в первый же день, дать ему «еще немного денег».
Наличие собственных финансов дает детям возможность иметь свои планы и мечты. Например, можно накопить на новый телефон. А еще это очень хорошая профилактика воровства: если у ребенка есть легальный способ получить что-то очень важное, просто накопив свои карманные, то он, скорее всего, воспользуется этой возможностью.
С какого возраста и сколько?
- Меня часто спрашивают: с какого возраста выдавать ребенку карманные деньги? - продолжает Анастасия Волокитина. - Мое мнение - с того самого, когда он уже научился считать их, то есть примерно с 6–7 лет. Обсудите вместе, какой суммы ребенку достаточно на его расходы в неделю. Подумайте, приемлемо ли это для семьи. Если не-
оправданно много, распишите на бумаге семейный бюджет: сколько родители зарабатывают, сколько тратят на квартиру, одежду, еду, проезд, отдых и т. д. Такой разговор вообще очень полезен, особенно для подростков.
Размер «зарплаты» зависит от возраста ребенка. Для маленьких детей это может быть 30–50 рублей. Для тех, кто постарше, - больше. Но даже подросткам не стоит давать больше 300 рублей в неделю. Такая вседозволенность развращает: труд родителей обесценивается.
Карманные деньги лучше всего выдавать в какой-то конкретный день, причем без напоминаний со стороны ребенка. Отказ в «зарплате» в качестве наказания за провинность практиковать не стоит.
На что тратить деньги, ребенок должен решать сам. Но ему нужно объяснить, что какие-то вещи - например, чипсы или жвачку - в семье приобретать не принято. И попросить покупать их не чаще одного раза в неделю. Такой договор намного лучше, чем полный запрет. И не провоцирует ребенка обмануть вас, купив запретное тайно.
«Премия» за хорошую учебу
- В некоторых семьях есть практика давать деньги за хорошие оценки и помощь по дому, но не для всех детей этот метод подходит. Некоторым портит характер, формирует потребительское отношение к родителям. Но есть дети, для которых вот такие «премии» - это хороший стимул. Однако «призовые» за заслуги в учебе не входят в стандартную «программу». Это бонус.
И еще. Деньги на булочку в школу или на проезд даются отдельно, они не входят в карманные, потому что у ребенка должна быть возможность копить. И не стоит говорить в магазине: «Хочешь шоколадку - купи себе сам, у тебя же есть на что». Лучше купите на свои.
Личный опыт
Светлана МАРКЕЛОВА, мама троих детей:
- Я считаю, что карманные деньги детям нужны, поскольку формируют чувство ответственности и учат следить за тратами. Но практиковать это нужно с того возраста, когда ребенок начинает самостоятельно перемещаться по городу. Старшей дочери - ей 11 - выдается примерно по 30–50 рублей в день на транспортные расходы. Если ей удается сэкономить эти деньги, она тратит их на то, что считает нужным. Но, как правило, я знаю, что это за покупки. Младшим дочкам - им по 8 лет - даю деньги через день, и обычно это небольшая сумма - рублей по 15, которую они тратят, например, на покупку сока в школьном буфете. И это чем-то похоже на обучающую игру. «Премия» за хорошие оценки у нас в семье не практикуется. Так же, как и за помощь по хозяйству. На мой взгляд, такие вещи, как помощь родителям, уважение к ним все же нельзя оценивать в денежной форме.
Азалина КАРИМОВА, мама троих детей:
- Моему старшему сыну Аделю - 8 лет. Как таковых карманных денег я ему не даю, потому что всюду вожу его сама: в школу, на кружки. Гуляем тоже вместе. Свои деньги у сына появляются, когда он ходит, например, в магазин за молоком. Сдачу - 30–50 рублей - забирает себе. Эти деньги сын копит, а потом покупает на них игрушки, но обязательно с моего ведома. Вот, например, сейчас Адель копит на новую игру для приставки. Отдельные деньги планирую давать сыну года через два, когда будет сам ходить в школу. Кстати, когда я была в его возрасте, мама давала мне деньги за хорошие оценки, а за тройки и двойки «штрафовала». Это было серьезным стимулом, но применять его в отношении сына не хочу. Все-таки это не совсем правильно.
Татьяна БЕЛЯЕВА, мама троих детей:
- Деньги детям просто так мы никогда не даем. Разумная сумма выдается, если, например, они собираются с классом на концерт или в поездку. Уборка, мытье посуды за деньги - этого в нашей семье не практикуется. Когда старшие девочки учились еще в начальных классах, муж заключил с ними что-то вроде договора на учебу. Причем он распространялся и на музыкальную школу. Например, четверка оценивалась в 5 рублей, пятерка - в 10. Четвертные и годовые пятерки стоили дороже. За тройки и двойки полагались «штрафы»: тройка - минус 5 рублей, двойка - минус 10. «Премиальные» за учебу выплачивались в конце учебного года. Выходила довольно кругленькая сумма, которую дочки тратили на свое усмотрение. С младшим сыном - он перешел во второй класс - такого «договора» еще не заключали. Его мы приучаем копить деньги на какую-нибудь мечту.
Профилактика воровства и безответственности
Однако, по мнению детского психолога Анастасии ВОЛОКИТИНОЙ, регулярная выдача карманных денег детям-школьникам имеет важное для них значение:
- Если у ребенка школьного возраста нет собственных карманных денег, он становится еще более зависимым от родителей, поскольку на любую покупку - даже самую мелкую - приходится просить. И не все мамы и папы сразу отвечают согласием. Часто в обмен на карманные деньги ставится условие в виде примерного поведения или хорошей учебы.
Наличие собственных средств влияет, во-первых, на формирование у ребенка чувства собственного достоинства. Во-вторых, у него появляется ответственность за свои действия. Он учится планировать траты и сдерживать свои потребности в удовольствиях. И здесь важно не поддаться на жалобные уговоры любимого чада, потратившего все карманные в первый же день, дать ему «еще немного денег».
Наличие собственных финансов дает детям возможность иметь свои планы и мечты. Например, можно накопить на новый телефон. А еще это очень хорошая профилактика воровства: если у ребенка есть легальный способ получить что-то очень важное, просто накопив свои карманные, то он, скорее всего, воспользуется этой возможностью.
С какого возраста и сколько?
- Меня часто спрашивают: с какого возраста выдавать ребенку карманные деньги? - продолжает Анастасия Волокитина. - Мое мнение - с того самого, когда он уже научился считать их, то есть примерно с 6–7 лет. Обсудите вместе, какой суммы ребенку достаточно на его расходы в неделю. Подумайте, приемлемо ли это для семьи. Если не-
оправданно много, распишите на бумаге семейный бюджет: сколько родители зарабатывают, сколько тратят на квартиру, одежду, еду, проезд, отдых и т. д. Такой разговор вообще очень полезен, особенно для подростков.
Размер «зарплаты» зависит от возраста ребенка. Для маленьких детей это может быть 30–50 рублей. Для тех, кто постарше, - больше. Но даже подросткам не стоит давать больше 300 рублей в неделю. Такая вседозволенность развращает: труд родителей обесценивается.
Карманные деньги лучше всего выдавать в какой-то конкретный день, причем без напоминаний со стороны ребенка. Отказ в «зарплате» в качестве наказания за провинность практиковать не стоит.
На что тратить деньги, ребенок должен решать сам. Но ему нужно объяснить, что какие-то вещи - например, чипсы или жвачку - в семье приобретать не принято. И попросить покупать их не чаще одного раза в неделю. Такой договор намного лучше, чем полный запрет. И не провоцирует ребенка обмануть вас, купив запретное тайно.
«Премия» за хорошую учебу
- В некоторых семьях есть практика давать деньги за хорошие оценки и помощь по дому, но не для всех детей этот метод подходит. Некоторым портит характер, формирует потребительское отношение к родителям. Но есть дети, для которых вот такие «премии» - это хороший стимул. Однако «призовые» за заслуги в учебе не входят в стандартную «программу». Это бонус.
И еще. Деньги на булочку в школу или на проезд даются отдельно, они не входят в карманные, потому что у ребенка должна быть возможность копить. И не стоит говорить в магазине: «Хочешь шоколадку - купи себе сам, у тебя же есть на что». Лучше купите на свои.
Личный опыт
Светлана МАРКЕЛОВА, мама троих детей:
- Я считаю, что карманные деньги детям нужны, поскольку формируют чувство ответственности и учат следить за тратами. Но практиковать это нужно с того возраста, когда ребенок начинает самостоятельно перемещаться по городу. Старшей дочери - ей 11 - выдается примерно по 30–50 рублей в день на транспортные расходы. Если ей удается сэкономить эти деньги, она тратит их на то, что считает нужным. Но, как правило, я знаю, что это за покупки. Младшим дочкам - им по 8 лет - даю деньги через день, и обычно это небольшая сумма - рублей по 15, которую они тратят, например, на покупку сока в школьном буфете. И это чем-то похоже на обучающую игру. «Премия» за хорошие оценки у нас в семье не практикуется. Так же, как и за помощь по хозяйству. На мой взгляд, такие вещи, как помощь родителям, уважение к ним все же нельзя оценивать в денежной форме.
Азалина КАРИМОВА, мама троих детей:
- Моему старшему сыну Аделю - 8 лет. Как таковых карманных денег я ему не даю, потому что всюду вожу его сама: в школу, на кружки. Гуляем тоже вместе. Свои деньги у сына появляются, когда он ходит, например, в магазин за молоком. Сдачу - 30–50 рублей - забирает себе. Эти деньги сын копит, а потом покупает на них игрушки, но обязательно с моего ведома. Вот, например, сейчас Адель копит на новую игру для приставки. Отдельные деньги планирую давать сыну года через два, когда будет сам ходить в школу. Кстати, когда я была в его возрасте, мама давала мне деньги за хорошие оценки, а за тройки и двойки «штрафовала». Это было серьезным стимулом, но применять его в отношении сына не хочу. Все-таки это не совсем правильно.
Татьяна БЕЛЯЕВА, мама троих детей:
- Деньги детям просто так мы никогда не даем. Разумная сумма выдается, если, например, они собираются с классом на концерт или в поездку. Уборка, мытье посуды за деньги - этого в нашей семье не практикуется. Когда старшие девочки учились еще в начальных классах, муж заключил с ними что-то вроде договора на учебу. Причем он распространялся и на музыкальную школу. Например, четверка оценивалась в 5 рублей, пятерка - в 10. Четвертные и годовые пятерки стоили дороже. За тройки и двойки полагались «штрафы»: тройка - минус 5 рублей, двойка - минус 10. «Премиальные» за учебу выплачивались в конце учебного года. Выходила довольно кругленькая сумма, которую дочки тратили на свое усмотрение. С младшим сыном - он перешел во второй класс - такого «договора» еще не заключали. Его мы приучаем копить деньги на какую-нибудь мечту.