Шляпа Гоголя
Прогуливаясь по городу, писатель уронил ее в лужу, а затем оставил в Гостиных рядах на память калужским купцам.
Прогуливаясь по городу, писатель уронил ее в лужу, а затем оставил в Гостиных рядах на память калужским купцам.
Долгие годы в Калуге ходила легенда о шляпе Николая Гоголя. И это, действительно, исторический факт.
Шляпу Гоголя мерили все
В своих автобиографических записках (1870–1880 гг.) А. О. Смирнова-Россет, жена калужского губернатора Н. М. Смирнова, по приглашению которой Гоголь приехал в Калугу в начале июля 1849 года, отметила: «В воскресенье он пил кофий с нами и приходил в полном параде, в светло-желтых нанковых панталонах, светло-голубом жилете с золотыми пуговками и в темном синем фраке с большими золотыми пуговицами и в белой пуховой шляпе. Гоголь купил эту шляпу в рядах, куда сопровождал его Лева (брат А. О. Смирновой-Россет. — Прим. ред.), старую шляпу он оставил в лавке. Все рядовые один за другим пробовали эту шляпу, нашли, что его голова была более других, потому что он писал такие умные книги, и решили поставить ее под стеклянным колпаком на верхней полке счастливца, у которого великий писатель купил шляпу».
Первый библиограф творчества писателя Пантелеймон Кулиш также подтвердил эту легенду. Правда, калужская губернаторша ему ранее рассказывала, что Гоголь уронил в лужу белую шляпу, а купил себе черную. Шляпу, запачканную в грязи, автор «Ревизора» тогда оставил в лавке Почапина на память, а «рядовичи», как называли тогда купцов, регулярно ходили ее примерять.
Губернаторша подарок не приняла
По воспоминаниям А. О. Смирновой-Россет, Гоголь перезнакомился в Гостиных рядах со всеми купцами и лавочниками. Писатель подолгу засиживался в лавках и играл в шашки. Калужане его знали не только как гостя, проживающего у губернатора, но и как автора знаменитой комедии «Ревизор», которая ставилась на сцене Калужского театра в 1846 году. А вот с чиновниками и их женами Гоголь знакомился мало и неохотно. Они смотрели на него с любопытством и даже с удивлением.
Из Гостиных рядов Николай Гоголь и Лев Арнольди отправились в книжную лавку Грудакова и Антипина, где нашли тридцать томов, в том числе и сочинения самого Николая Васильевича. Гоголь, где бы ни был в России и за границей, заходил в книжные лавки и перелистывал каталог. «Это, — говорил он, — самый верный пробный камень умственного развития города. Где в Германии две и три тысячи книг, в России в губернских городах тридцать или сто книг много».
Известный калужский книготорговец Антипин, почитатель литературных знаменитостей, лично знакомый с Пушкиным и Жуковским, заходил к Гоголю в Загородный сад. Узнав о том, что его шляпа находится в руках гостинорядцев, он убедил их поднести эту «драгоценность» губернаторше. Это было исполнено с подобающим церемониалом. Однако А. О. Смирнова-Россет каждый день видела у себя на даче писателя и отказалась принять этот дар. Так и осталась шляпа великого Гоголя в Гостиных рядах и долгие годы служила лучшей рекламой головных уборов.
Бюст на задворках
В 1909 году в Калуге прошли гоголевские торжества, посвященные 100‑летию писателя. Калужская городская Дума приняла решение установить бюст Гоголя во флигеле загородной дачи губернатора, где трижды останавливался писатель, а архивная комиссия даже планировала открыть здесь музей. Но этим благим проектам не было суждено реализоваться. В 1920 году домик сгорел.
В Калуге чудом сохранился бюст Гоголя работы М. И. Домбровской. Его торжественно установили 25 августа 1955 года в сквере, названном в честь писателя. При строительстве здания областной администрации в 1970‑е годы бюст перенесли во внутренний двор средней школы № 22 в районе ул. Хрустальной, где он находится и сегодня. Долгие годы краеведы и библиотечные работники обращались к городским и областным властям с просьбой перенести бюст к зданию библиотеки им. Н.В. Гоголя на ул. Ленина, но безуспешно.
Идею установки в Калуге современного памятника Н. В. Гоголю еще в начале 2009 года поддержал калужский губернатор Анатолий Артамонов. А игравший на сцене Калужского драматического театра гоголевского городничего, ныне покойный, актер Валерий Золотухин даже предложил вариант. Макет работы скульптора Александра Смирнова передан в областной художественный музей. Но этот замысел до сих пор так и не осуществили. Пребыванию писателя в Калуге посвящена лишь скромная экспозиция в местном краеведческом музее.
Бюст Гоголя, долгое время стоявший в одноименном сквере, теперь
доживает свои дни во дворе 22‑й школы.
Николай Васильевич запомнился калужанам настоящим франтом.
Проект памятника Гоголю скульптора Александра Смирнова.
кстати
В Калужском краеведческом музее хранится бесценный экспонат — гусиное перо Н. В. Гоголя, которым он пользовался незадолго до смерти. Именно этом пером написаны одни из последних строк — как завещание потомкам: «Будьте не мертвые, а живые души».
После кончины писателя перо хранилось у графини А. Г. Толстой в Москве, в доме на Никитском бульваре, в котором последние годы жил писатель.
В 1889 году, незадолго до своей смерти, графиня передала вещи, принадлежавшие Гоголю, в Калужскую губернию. В 1902 году перо было пожертвовано в музей при Калужской ученой архивной комиссии душеприказчиком графини М. А. Нарышкиным.
Долгие годы в Калуге ходила легенда о шляпе Николая Гоголя. И это, действительно, исторический факт.
Шляпу Гоголя мерили все
В своих автобиографических записках (1870–1880 гг.) А. О. Смирнова-Россет, жена калужского губернатора Н. М. Смирнова, по приглашению которой Гоголь приехал в Калугу в начале июля 1849 года, отметила: «В воскресенье он пил кофий с нами и приходил в полном параде, в светло-желтых нанковых панталонах, светло-голубом жилете с золотыми пуговками и в темном синем фраке с большими золотыми пуговицами и в белой пуховой шляпе. Гоголь купил эту шляпу в рядах, куда сопровождал его Лева (брат А. О. Смирновой-Россет. — Прим. ред.), старую шляпу он оставил в лавке. Все рядовые один за другим пробовали эту шляпу, нашли, что его голова была более других, потому что он писал такие умные книги, и решили поставить ее под стеклянным колпаком на верхней полке счастливца, у которого великий писатель купил шляпу».
Первый библиограф творчества писателя Пантелеймон Кулиш также подтвердил эту легенду. Правда, калужская губернаторша ему ранее рассказывала, что Гоголь уронил в лужу белую шляпу, а купил себе черную. Шляпу, запачканную в грязи, автор «Ревизора» тогда оставил в лавке Почапина на память, а «рядовичи», как называли тогда купцов, регулярно ходили ее примерять.
Губернаторша подарок не приняла
По воспоминаниям А. О. Смирновой-Россет, Гоголь перезнакомился в Гостиных рядах со всеми купцами и лавочниками. Писатель подолгу засиживался в лавках и играл в шашки. Калужане его знали не только как гостя, проживающего у губернатора, но и как автора знаменитой комедии «Ревизор», которая ставилась на сцене Калужского театра в 1846 году. А вот с чиновниками и их женами Гоголь знакомился мало и неохотно. Они смотрели на него с любопытством и даже с удивлением.
Из Гостиных рядов Николай Гоголь и Лев Арнольди отправились в книжную лавку Грудакова и Антипина, где нашли тридцать томов, в том числе и сочинения самого Николая Васильевича. Гоголь, где бы ни был в России и за границей, заходил в книжные лавки и перелистывал каталог. «Это, — говорил он, — самый верный пробный камень умственного развития города. Где в Германии две и три тысячи книг, в России в губернских городах тридцать или сто книг много».
Известный калужский книготорговец Антипин, почитатель литературных знаменитостей, лично знакомый с Пушкиным и Жуковским, заходил к Гоголю в Загородный сад. Узнав о том, что его шляпа находится в руках гостинорядцев, он убедил их поднести эту «драгоценность» губернаторше. Это было исполнено с подобающим церемониалом. Однако А. О. Смирнова-Россет каждый день видела у себя на даче писателя и отказалась принять этот дар. Так и осталась шляпа великого Гоголя в Гостиных рядах и долгие годы служила лучшей рекламой головных уборов.
Бюст на задворках
В 1909 году в Калуге прошли гоголевские торжества, посвященные 100‑летию писателя. Калужская городская Дума приняла решение установить бюст Гоголя во флигеле загородной дачи губернатора, где трижды останавливался писатель, а архивная комиссия даже планировала открыть здесь музей. Но этим благим проектам не было суждено реализоваться. В 1920 году домик сгорел.
В Калуге чудом сохранился бюст Гоголя работы М. И. Домбровской. Его торжественно установили 25 августа 1955 года в сквере, названном в честь писателя. При строительстве здания областной администрации в 1970‑е годы бюст перенесли во внутренний двор средней школы № 22 в районе ул. Хрустальной, где он находится и сегодня. Долгие годы краеведы и библиотечные работники обращались к городским и областным властям с просьбой перенести бюст к зданию библиотеки им. Н.В. Гоголя на ул. Ленина, но безуспешно.
Идею установки в Калуге современного памятника Н. В. Гоголю еще в начале 2009 года поддержал калужский губернатор Анатолий Артамонов. А игравший на сцене Калужского драматического театра гоголевского городничего, ныне покойный, актер Валерий Золотухин даже предложил вариант. Макет работы скульптора Александра Смирнова передан в областной художественный музей. Но этот замысел до сих пор так и не осуществили. Пребыванию писателя в Калуге посвящена лишь скромная экспозиция в местном краеведческом музее.
Бюст Гоголя, долгое время стоявший в одноименном сквере, теперь
доживает свои дни во дворе 22‑й школы.
Николай Васильевич запомнился калужанам настоящим франтом.
Проект памятника Гоголю скульптора Александра Смирнова.
кстати
В Калужском краеведческом музее хранится бесценный экспонат — гусиное перо Н. В. Гоголя, которым он пользовался незадолго до смерти. Именно этом пером написаны одни из последних строк — как завещание потомкам: «Будьте не мертвые, а живые души».
После кончины писателя перо хранилось у графини А. Г. Толстой в Москве, в доме на Никитском бульваре, в котором последние годы жил писатель.
В 1889 году, незадолго до своей смерти, графиня передала вещи, принадлежавшие Гоголю, в Калужскую губернию. В 1902 году перо было пожертвовано в музей при Калужской ученой архивной комиссии душеприказчиком графини М. А. Нарышкиным.
Фото Любови Коршуновой и из архива автора.