Александр ПЛЕТНЕВ: «Хочу столкнуть трех мушкетеров с замоскворецкой шпаной»
Новый театральный сезон для главного режиссера областной драмы, как, впрочем, и для театра в целом, ознаменовался целым рядом ярких событий.
Главный режиссер драмтеатра не перестает удивлять своими неординарными замыслами
и откровенно делится ими задолго до премьеры.
На прошедшем фестивале старейших театров России, вызвавшем бурю споров и эмоций и среди театроведов, и среди зрителей, Александр Борисович получил диплом «За изобретательное и смелое прочтение классики». Председатель жюри после просмотра плетневских «Плодов просвещения» отозвался о спектакле калужан как о потрясающем действе, феерически завершившем четвертый фестиваль.
Дипломы, дипломы, дипломы…
Новый театральный сезон для главрежа, как, впрочем, и для театра в целом, ознаменовался целым рядом ярких событий. Во-первых, после успешного выступления калужской труппы в Париже от французских театральных продюсеров Плетневу поступило предложение принять участие в Авиньонском фестивале — одном из самых престижных театральных форумов Европы. Во-вторых, его постановка «Дон Кихота» во Владимирской драме была отмечена маститыми театральными критиками. В-третьих, московская публика в Российском академическом молодежном театре стоя рукоплескала «Дому Солнца». Спектакль был показан в рамках «Пост-Ефремовского пространства». Зрители три раза вызывали актеров, чтобы те исполнили на бис классические рок-баллады, органично вставленные в драматургию пьесы. Среди впечатлившихся зрителей был и Гарик Сукачев — один из авторов сценария, положенного в основу спектакля. А организатор фестиваля, дочь Олега Ефремова Анастасия, назвала Плетнева одним из своих любимых театральных режиссеров современной России.
Вернувшись из Парижа, он все время проводил в Москве. И вот после длительного отсутствия Александр Борисович наконец-то появился в Калуге. Грех было не воспользоваться возможностью пообщаться с режиссером, на которого навалился груз признания международного масштаба.
«Лодка» Авиньону подходит по эстетике
— На московский показ «Дома Солнца», который состоялся в РАМТе 22 сентября, из Парижа специально прилетела француженка с русскими корнями, театральный продюсер Екатерина Сошальская, — говорит Александр Борисович, — и вышла с предложением показать в Авиньоне именно его. Это оказалось неожиданностью. Да, наверное, он французам будет интересен. Но, на мой взгляд, везти его во Францию громоздко, хлопотно и дорого! Я же предложил отвезти туда даже не «Если любишь – найди!», который мы показывали в Париже, а «Лодку». Она подходит Авиньону по эстетике. Для меня это принципиально. Хотя бы для удовлетворения какого-то внутреннего ощущения незряшности наших театральных изысканий. Она согласилась со мной. В то же время не оставила желания показать Франции «Дом Солнца». По ее мнению, он реально будет иметь коммерческий успех. «Да ради бога, — согласился я. — Будет площадка — покажем». Но «Лодка» для меня актуальнее. «Лодка» мне нравится. Это такой улетный трагифарс. Он у нас обозначен как народная драма. По форме — спектакль-балаган, но по содержанию — драма и нравственный вопрос к публике. Это послание. Драма «Лодка» основана на принципах народного театра, далекого от современных представлений о театральном искусстве. Мне хотелось сделать спектакль веселый, искрометный, в котором провозглашается радость, любовь к жизни, увлеченность жизнью. Но при этом — да, балаган! Да, фарс! Некое развлекающее шоу даже. Очень хочется именно этот спектакль показать в Авиньоне. И сейчас важно не упустить время. Если вовремя придет официальное приглашение, то Министерство культуры сможет реально содействовать нашему участию в Авиньоне.
«От фестивалей я жду не только зрительского признания»
— Что же касается фестивальных признаний — это, конечно, приятно. Но... От фестивалей я жду какого-то продолжения. На таких мероприятиях присутствуют театральные мэтры. Мне рассказывают, что они после просмотра остаются довольны, расспрашивают о труппе, о режиссере. Подробно всем интересуются. По моим представлениям, подобные показы должны заканчиваться переговорами. Например, мне сказали, что в Москве, в кулуарах, было высказано предложение: «Дом Солнца» запустить на регулярный показ в РАМТе. Было бы здорово! Но лично со мной об этом никто не говорил. Хотелось бы реальных последствий. Будем ждать.
Москвичи хотят прокатить «Дом Солнца»
Анастасия Ефремова предложила устроить «Дому Солнца» гастрольный тур по крупным городам России. Для московских фестивалей это обычная практика. Конечно, предложение заманчивое. Но осуществить его крайне сложно, поскольку театр, оставшись без доброй половины труппы, вынужден будет простаивать, а это финансовый провал. Найти на это время достойную замену сложно: график востребованных зрителем театров и антреприз давно уже расписан. Так что фестивали — это, конечно, хорошо, но…
Все очень просто
— Новый спектакль, который я решил ставить, должен быть кассовым — так решило руководство — и продолжить череду: «Дом Солнца» и «Шоу для настоящих леди», которые в последнее время определяли кассовую политику театра, — объясняет свой выбор режиссер. — От руководства театра и службы зрителя поступило предложение продолжить эту линию и сделать очередной музыкально-драматический спектакль. В результате обсуждения среди других всплыли «Три мушкетера». А уже потом мне пришла идея объединить две истории в одну. И «Три мушкетера», и «Прощай, шпана замоскворецкая» Эдуарда Володарского — это романтика, приключения. Их объединяют понятия дружбы, идеалов и чести. Я еще не знаю, как заверчу сюжет, в какую сторону. Может быть, я пойду по пути гениального фильма Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Там два героя волею режиссера оказываются в Дании, и, ни о чем не догадываясь, попадают в шекспировский сюжет, из которого им нужно достойно выкарабкаться. Может быть, придумаю иную интригу… Но в любом случае я бы хотел, чтобы этот спектакль вырос из строчки Владимира Семеновича Высоцкого «Если, путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал... значит, нужные книги ты в детстве читал». Как герои будут взаимодействовать, я пока не знаю. И вообще, на сегодня я ясно вижу только одного актера, который будет играть Портоса, и одну актрису в образе Миледи. Ну, и Захара Машненкова — это натуральная шпана.
«Чувствую вину перед Шиповым»
— До января я буду работать над спектаклем по пьесе Булата Окуджавы «Похождения Шипова». Я чувствую перед спектаклем личную вину, зная, какой там потенциал и внутренний, и актерский. Надо теперь все перепахать, перелопатить и заново собрать, тогда может получиться умный спектакль, за который не будет стыдно. К январю постараюсь сделать новую редакцию. И самому прежде всего порадоваться. А в следующий раз уже показывать в Москве не шоу-спектакли, которые у нас получаются, а драматическую постановку.