Во время наводнения калужане заходили домой через балконы
В 1970 году вода в Оке поднялась выше 15 метров.
Люди пробирались в дом через второй этаж.
В редакцию «Перекрестка» пришел наш постоянный читатель Александр ТРУХИН. Он был очевидцем наводнения в Калуге в 1970 году, принес свои фотографии того времени и вспомнил, как это было.
— Весна в 1970 году была активная, подъем воды — мощный, — рассказывает Александр Трухин. — В начале апреля, где-то за неделю до наводнения, меня положили в областную больницу в Анненках, чтобы сделать операцию на ноге. Но пролежал я там всего несколько дней. 9-10 апреля ко мне в палату пришел врач и сказал, что из-за сильного подъема воды отключилась электроподстанция, поэтому нас выписывают, а операцию откладывают до тех пор, пока все не утрясется.
Я вышел из больницы и отправился пешком в город. На улице было тепло, но пасмурно и сыро, будто шел дождь. Грязи было много. Транспорт не ходил. У Анненского перекрестка было видно, как вода залила берег и подбирается к домам. Пока я добирался до города, мимо проехало несколько КамАЗов, загруженных щебенкой. Когда я дошел до дамбы, то увидел, что вода с каждой секундой поднимается все выше. Она бурлила, шипела, закручивалась в водовороты. До дороги ей оставалось всего метра полтора. КамАЗы свозили щебень и сгружали на краю бора — укрепляли дамбу, так как бетонные плиты разбушевавшаяся стихия могла мгновенно снести. Я видел, что моста почти не осталось, он стал каким-то маленьким. Ромодановские дома, которые ближе к Оке, были затоплены. Я старался быстрее пройти дамбу, потому что вода сметала все на своем пути и вот-вот могла снести и меня. Было страшно.
Здесь же, возле дамбы, лежали мешки с песком, видимо, тоже для сооружения укреплений. Их потом растащили местные жители. На 12 апреля пришелся пик подъема воды — 15 метров 25 сантиметров! Это был воскресный день. Я взял фотоаппарат «Киев 4А» и с друзьями отправился посмотреть на разлив. Сначала мы зашли в парк на смотровую площадку. Там стояли толпы калужан, наблюдавшие за гигантским подъемом воды. На Воробьевке тоже собралось много народу — там дома сильно затопило. Затем мы пошли на Салтыковку. Там все первые этажи были затоплены. Как нам рассказали, людей из этих квартир временно расселили в школы и другие заведения.
Народ по городу возили на лодках. В то время они были у многих калужан, потому что разрешалось кататься по Оке. На берегу реки стояли лодочные гаражи и лодочные станции. И когда вода стала подниматься, лодки очень пригодились. Некоторые лодочники работали, как таксисты, перевозили людей за деньги, но деньги тогда были другие, поэтому брали копейки.
К домам внизу Салтыковки можно было подобраться только на лодке. Вода поднималась очень быстро. Люди строили деревянные мостики и пирамиды до второго этажа, потому что в дома можно было попасть только через балконы. Таких деревянных мостиков было очень много.
На КЭМЗе затопило первый этаж, позже окна первого этажа заложили кирпичом. На заводе даже сделали табличку, которая до сих пор напоминает о наводнении: указана дата — 1970 год, подъем воды — 1525 см.
Уже 13 апреля вода стала спадать. Установилась хорошая погода.
Кстати, ледохода в тот год не было. А вот в 1950-е годы на Оке весной часто шел лед. Огромные глыбы неслись с большой скоростью, ломались. На берегу лежали горы льда. Мы, тогда еще мальчишки, бегали смотреть на эту картину.
12 апреля 1970 года. Улица Салтыкова-Щедрина. Дом напротив ГАИ. Он и сейчас стоит на этом же месте.
Спасались от наводнения на крышах домов, но и туда уже подбиралась вода.
Лодку можно было подогнать к самому краю кровли.
Так выглядела сверху улица Салтыкова-Щедрина. Посмотреть на наводнение собирались толпы народу.
Спасались от наводнения на крышах домов, но и туда уже подбиралась вода.
Лодку можно было подогнать к самому краю кровли.
Так выглядела сверху улица Салтыкова-Щедрина. Посмотреть на наводнение собирались толпы народу.