Новый главный архитектор Калуги рассказал о городе, памятниках и парковочных местах
Сергей Ткаченко дал первую пресс-конференцию.
В среду, 1 октября, в городской управе состоялась первая пресс-конференция нового главного архитектора Калуги Сергея ТКАЧЕНКО. Напомним, что к исполнению своих обязанностей он приступил на прошлой неделе.
- Первый раз я оказался в Калуге 40 лет назад, - рассказал Сергей Борисович. - Мой институтский преподаватель - Борис Петрович Бархин - привез всю нашу группу на свой объект - Музей космонавтики - и горделиво его показывал… Потом я много раз был в Калуге.
Сергей Ткаченко не стал скрывать, что на должность главного архитектора его пригласил и.о. городского головы Константин БАРАНОВ.
- Достаточно неожиданным оказалось это назначение, я не готовился к нему, - признался Ткаченко. - Мне не ясен транспортный каркас, не ясен зеленый каркас города… Я сейчас не хочу говорить о том, что мне не понравилось, я не прошел весь город пешком, я только начал это делать. Я ходил по улице Кирова, облазил Гостиный двор. А мне бы хотелось как раз не по известным, нормальным архитектурно-туристическим местам походить, а походить там, где не принято, скучно.
Памятник лишним не бывает
- Скульптура показывает идентичность города, его самосознание, его уважение к себе, прежде всего, и то уважение, тот интерес, который будут испытывать гости города, - считает Ткаченко. - У такого города как Калуга настолько многоплановая, многоуровневая история, что каждые, я не знаю, не буду говорить, пять лет, всегда можно найти кого-то, кому можно было бы поставить памятник. Это очень правильно. Не обязательно должны быть очень большие монументы, можно маленькие. Где-то лягушек ставят, воробушков бронзовых, и это становится самым туристическим местом города. В широком смысле памятник обозначает некое место в городе, к которому привлекается всеобщее внимание.
Чахлая зелень на Театральной
- Должна быть схема озеленения, схема природного комплекса города, есть такое понятие зеленый каркас: чем-то условно можно пожертвовать, а чем-то категорически нельзя, тем более, если это какая-то историческая зелень, - рассказал Сергей Борисович. - Я понимаю, что надо что-то вырубать через 40 лет, что-то через 100 лет. Это не дубы, под которыми Пушкин сидел вместе с котом ученым. Нет. Но тем не менее, городская структура зелени должна сохраняться. Вот я сегодня прошелся по Театральной, мне кажется, что там некая ошибка с масштабом зелени. Она должна выглядеть старым бульваром. Должны быть крупные деревья для этого масштаба. Как говорится, если делать, то по-большому. Все должно быть сомасштабно. Важно, чтобы зелень сохранялась не как самоцель, а как часть зеленого каркаса города.
Надо городу находить возможности сажать то, что надо, ухаживать так, чтобы было ощущение, что того, что есть достаточно… В городе должно быть достаточное количество зелени.
Парковочных мест всегда мало
- Для меня нет вопросов - должны быть парковки у любого объекта, это даже не обсуждается, - уверен Ткаченко. - Я столкнулся со странной вещью в эти несколько дней: действующее законодательство не позволяет ни архитекторам, ни специалистам по землепользованию – никому заставить инвестора, застройщика выполнять градостроительные нормы. Нет такого пути. В Москве руководство города могло заставить делать парковку, не строить то, что кажется ненужным… Никогда парковок не хватит, потому что на одну машину нужно три парковки. Дом, работа, магазин или еще что-то. Ни в одном городе мира этого нет. Парковки, хотя бы на одно пространство, должны быть.
Повысим этажность
- То, что я скажу, может вам не понравиться. Я считаю, что Калуга в срединной зоне – в зоне пятиэтажек должна повысить свою этажность минимум в три раза. Если повышать, то не до 8 этажей, а этажей до 12. Но я не понял, практикуется ли в городе визуально-ландшафтный анализ: как воздействует новая застройка на охраняемые или ценные исторические перспективы. Правый берег может быть любой этажности. Высотные здания Калуге – выше 75 метров, выше 23 этажей - не нужны. Земли хватает, но не надо увлекаться, иначе Калугу разнесет на поля и так далее – это нагрузка на коммуникации, они удлинятся, начнутся пробки. Я считаю, что этажность можно повысить, но не в центре.
Исторические улочки
Сергей Ткаченко отметил, что в Калуге есть уникальные исторические улочки, которые нужно обязательно сохранять, но, по его словам, это вопрос не сегодняшнего и даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня.
- Надо убедить товарищей, принимающих решения, что застройка до середины 30-х - начала 50х годов - ценная застройка. И вот как найти инвестиционные ходы, чтобы она осталась и не нарушала комплексности застройки - это вопрос. Потому что легче все снести и застроить. Я ехал по Чичерина на работу – 34 год! Да, внутри можно сделать что-то другое. Но вот это уже ценно, это надо реставрировать. Здания довоенные и послевоенные в Калуге уже памятники. Надо как-то к ним по-особенному подойти. Из-за нищеты ремонтируются, а не реставрируются фасады, хотя бы так, хотя тоже не на пользу.
Велодорожки и губернский парк
- Нет у вас велодорожек, завтра будут, - заверил Ткаченко журналистов. - Губернаторский парк переносят туда-сюда, но будет он, конечно. Чтобы каждый выдающийся род сажал там деревья. Дерево с табличкой - вот памятник!
- Я не считаю, что я должен по середине Калуги поставить что-то такое, от чего все вздрогнут и будут вздрагивать на протяжении 100 лет, потому что ничего круче не будет. Но тем не менее я надеюсь, что мне удастся что-то и творчески реализовать.
Горожан будут слушать
- Во всем нужно интересоваться мнением жителей города, - заявил он. – Да, можно с ними не согласиться, да, нужно их убеждать, что надо поступить по-иному. Но в 51%, если не больше, жители бывают правы, если они отстаивают что-то... Имеет смысл отказываться от того, что уже принято и узаконено. Не построено, а на бумаге. Не под давлением мнения жителей, а проанализировав, поняв, что они правы.
Фото: Любовь КОРШУНОВА.
- Первый раз я оказался в Калуге 40 лет назад, - рассказал Сергей Борисович. - Мой институтский преподаватель - Борис Петрович Бархин - привез всю нашу группу на свой объект - Музей космонавтики - и горделиво его показывал… Потом я много раз был в Калуге.
Сергей Ткаченко не стал скрывать, что на должность главного архитектора его пригласил и.о. городского головы Константин БАРАНОВ.
- Достаточно неожиданным оказалось это назначение, я не готовился к нему, - признался Ткаченко. - Мне не ясен транспортный каркас, не ясен зеленый каркас города… Я сейчас не хочу говорить о том, что мне не понравилось, я не прошел весь город пешком, я только начал это делать. Я ходил по улице Кирова, облазил Гостиный двор. А мне бы хотелось как раз не по известным, нормальным архитектурно-туристическим местам походить, а походить там, где не принято, скучно.
Памятник лишним не бывает
- Скульптура показывает идентичность города, его самосознание, его уважение к себе, прежде всего, и то уважение, тот интерес, который будут испытывать гости города, - считает Ткаченко. - У такого города как Калуга настолько многоплановая, многоуровневая история, что каждые, я не знаю, не буду говорить, пять лет, всегда можно найти кого-то, кому можно было бы поставить памятник. Это очень правильно. Не обязательно должны быть очень большие монументы, можно маленькие. Где-то лягушек ставят, воробушков бронзовых, и это становится самым туристическим местом города. В широком смысле памятник обозначает некое место в городе, к которому привлекается всеобщее внимание.
Чахлая зелень на Театральной
- Должна быть схема озеленения, схема природного комплекса города, есть такое понятие зеленый каркас: чем-то условно можно пожертвовать, а чем-то категорически нельзя, тем более, если это какая-то историческая зелень, - рассказал Сергей Борисович. - Я понимаю, что надо что-то вырубать через 40 лет, что-то через 100 лет. Это не дубы, под которыми Пушкин сидел вместе с котом ученым. Нет. Но тем не менее, городская структура зелени должна сохраняться. Вот я сегодня прошелся по Театральной, мне кажется, что там некая ошибка с масштабом зелени. Она должна выглядеть старым бульваром. Должны быть крупные деревья для этого масштаба. Как говорится, если делать, то по-большому. Все должно быть сомасштабно. Важно, чтобы зелень сохранялась не как самоцель, а как часть зеленого каркаса города.
Надо городу находить возможности сажать то, что надо, ухаживать так, чтобы было ощущение, что того, что есть достаточно… В городе должно быть достаточное количество зелени.
Парковочных мест всегда мало
- Для меня нет вопросов - должны быть парковки у любого объекта, это даже не обсуждается, - уверен Ткаченко. - Я столкнулся со странной вещью в эти несколько дней: действующее законодательство не позволяет ни архитекторам, ни специалистам по землепользованию – никому заставить инвестора, застройщика выполнять градостроительные нормы. Нет такого пути. В Москве руководство города могло заставить делать парковку, не строить то, что кажется ненужным… Никогда парковок не хватит, потому что на одну машину нужно три парковки. Дом, работа, магазин или еще что-то. Ни в одном городе мира этого нет. Парковки, хотя бы на одно пространство, должны быть.
Повысим этажность
- То, что я скажу, может вам не понравиться. Я считаю, что Калуга в срединной зоне – в зоне пятиэтажек должна повысить свою этажность минимум в три раза. Если повышать, то не до 8 этажей, а этажей до 12. Но я не понял, практикуется ли в городе визуально-ландшафтный анализ: как воздействует новая застройка на охраняемые или ценные исторические перспективы. Правый берег может быть любой этажности. Высотные здания Калуге – выше 75 метров, выше 23 этажей - не нужны. Земли хватает, но не надо увлекаться, иначе Калугу разнесет на поля и так далее – это нагрузка на коммуникации, они удлинятся, начнутся пробки. Я считаю, что этажность можно повысить, но не в центре.
Исторические улочки
Сергей Ткаченко отметил, что в Калуге есть уникальные исторические улочки, которые нужно обязательно сохранять, но, по его словам, это вопрос не сегодняшнего и даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня.
- Надо убедить товарищей, принимающих решения, что застройка до середины 30-х - начала 50х годов - ценная застройка. И вот как найти инвестиционные ходы, чтобы она осталась и не нарушала комплексности застройки - это вопрос. Потому что легче все снести и застроить. Я ехал по Чичерина на работу – 34 год! Да, внутри можно сделать что-то другое. Но вот это уже ценно, это надо реставрировать. Здания довоенные и послевоенные в Калуге уже памятники. Надо как-то к ним по-особенному подойти. Из-за нищеты ремонтируются, а не реставрируются фасады, хотя бы так, хотя тоже не на пользу.
Велодорожки и губернский парк
- Нет у вас велодорожек, завтра будут, - заверил Ткаченко журналистов. - Губернаторский парк переносят туда-сюда, но будет он, конечно. Чтобы каждый выдающийся род сажал там деревья. Дерево с табличкой - вот памятник!
- Я не считаю, что я должен по середине Калуги поставить что-то такое, от чего все вздрогнут и будут вздрагивать на протяжении 100 лет, потому что ничего круче не будет. Но тем не менее я надеюсь, что мне удастся что-то и творчески реализовать.
Горожан будут слушать
- Во всем нужно интересоваться мнением жителей города, - заявил он. – Да, можно с ними не согласиться, да, нужно их убеждать, что надо поступить по-иному. Но в 51%, если не больше, жители бывают правы, если они отстаивают что-то... Имеет смысл отказываться от того, что уже принято и узаконено. Не построено, а на бумаге. Не под давлением мнения жителей, а проанализировав, поняв, что они правы.
Фото: Любовь КОРШУНОВА.