Ломая традиции: в Калуге девушки сели за руль маршрутки
О пробках, пьяных пассажирах и том, почему они ушли из троллейбусного депо.
К тому, что женщины водят троллейбусы, все уже привыкли. А женщина за рулем маршрутки пока еще вызывает удивление и у водителей, и у пассажиров. С недавнего времени в социальные сети жители нашего города стали выкладывать фото первых калужских автоледи из маршрутки с подписями: «Теперь ты видел все!». Мы познакомились с девушками и узнали, что же заставило их выбрать такую, казалось бы, нетипичную для прекрасного пола профессию.
Очаровательные девушки трудятся на первом маршруте с 9 мая. До этого Наталья 5 лет, а Елена 4 года водили троллейбусы №6 и №18.
- Мы вместе ушли из троллейбусного депо, - рассказывает Наталья. – Разочаровались в этой работе, решили попробовать что-то другое.
Отучившись на необходимую категорию вождения, девушки вскладчину купили машину – «Форд». Управляют ею вдвоем: Наталья четыре дня в неделю, а Елена два дня - по выходным.
- Мы и сами не знали, что женщин берут на маршрут, - признается Елена. – Думали, слабый пол работает только в троллейбусе. Пришли узнавать, а нам говорят: «С удовольствием возьмем! Нет никаких ограничений. Не важно, женщина ты или мужчина».
При этом Елена добавляет, если внимательнее посмотреть вокруг, можно заметить, что в Калуге женщины уже и НефАЗы водят.
- Я с детства мечтала работать водителем, - продолжает Елена. - Любила кататься в троллейбусах и автобусах. Да и дочка моя интересуется машинами не меньше, чем ее старший брат… Как-то я сломала ногу, пришлось работать диспетчером. Вы не представляете, как я скучала по вождению!
- Мужья привыкли к нашей работе, а вот родственники иногда все еще удивляются, мол, как ты там ездишь, - добавляет Наталья.
С девушками мы решили пообщаться на их рабочем месте – на конечной остановке маршрута №1. Вокруг машины собралась толпа коллег-мужчин, которые обсуждали с нашими героинями местные новости, шутили и смеялись. К вниманию противоположного пола автоледи привыкли. То прохожие, увидев одну из них за рулем «Форда», достают телефоны и начинают фотографировать, то во время рейса удивленные автовладельцы высовывают головы через открытые окна, часто мигая широко открытыми глазами.
- Мужчины-пассажиры, зайдя в маршрутку, иногда спрашивают: «Доедем?». А мы им отвечаем: «Долетим! Пристегните ремни», - смеется Елена. – Некоторые почему-то переживают, что мужиков становится все меньше на маршруте.
Девушки признаются, что разницы в управлении троллейбусом и маршруткой они не чувствуют.
- Но работа здесь интереснее, - считает Елена. – В троллейбусе ты отдален от пассажиров, здесь же постоянно с ними общаешься. Я как-то раз ехала, молодежи было много – человек 12, вышли на вокзале, аплодировали, кричали: «Спасибо, ура!». Приятно было, такого, сколько не водила троллейбус, не было. Очень много благодарностей. К труду в маршрутке более уважительное отношение. Женщины, заходя в салон, всегда отмечают, как у нас чисто и не накурено.
Многие пассажиры, особенно пенсионного возраста, любят поговорить по душам.
- Как-то с семейной парой ехала, мужчина - балабол, любит поговорить со всеми. Жена ему уже говорит: «Да отстань ты от меня». Тогда он поворачивается ко мне, спрашиват: «Обручальное кольцо есть?». «Есть», - отвечаю. – «А это что за кольцо?», - не унимается он. – «Да обычное!». – «Вот я сейчас разложу тебе всю твою жизнь!» - заявил он. И давай мне что-то объяснять. Жена его мне говорит, мол, вы его не слушайте, он балабол, с ним даже в магазин стыдно ходить. А ей говорю: «Да вам наоборот жить с ним весело».
Единственный минус в работе – приходится один на один общаться с подвыпившими клиентами, а таких в вечернее время и в выходные немало.
Несмотря на то, что машину водят девушки, никаких лишних «дамских штучек».
- Как-то один зашел, сел на переднее сиденье, а от него амбре – не продохнешь, с бутылкой в руке, еще и знакомиться пытается, просит телефончик оставить - вспоминает Наталья. – Кое-как объяснила ему, что к чему.
Вообще же девушки стараются допоздна не работать.
- Вы теперь и за водителя, и за кассира, как справляетесь? – интересуюсь я.
- К счастью, на первом маршруте пассажиры деньги отдают, заходя в машину, еще на остановке, - отвечает Елена.
- А «зайцев» ловить приходится?
- А как их вычислишь? Бывает, что передают деньги как в троллейбусе: вместо пятнадцати – 14 рублей, - говорит Наталья. – Делаешь замечание. Если никто не реагирует, просто едем дальше.
- По работе в троллейбусе не скучаете?
- Нет, - хором отвечают они. – Здесь мы сами себе хозяева. В случае необходимости, подменяем друг друга. Отъезжаем через пять минут после троллейбуса или маршрутки, за которой с утра встали. А в троллейбусе у тебя четкий график. Застрял в пробке – твои проблемы, выбиваться из графика нельзя, порой даже нет времени в туалет сходить. Не говоря уже о том, что и в дождь, и в снег приходится вставки менять. Зимой лазить страшно - лестница обледенелая. А если твой троллейбус сломался, чинят его недели две, а то и месяц. В итоге каждый день дают новые транспорт, у каждой машины свои особенности, пока привыкнешь…
- А если машина сломалась, колесо проколи или дверь заклинило, сами ремонтируете?
- Нет, у нас есть телефон механика, который обслуживает транспорт по первому маршруту, - отвечает Елена. – Да и мужья наши всегда готовы прийти на выручку.
- Как вы считаете, кто лучше водит машину женщины или мужчины?
- Да так и не скажешь, - отвечает Наталья. – У мужчин более уважительное отношение. Например, машина должна уступить дорогу автобусу, движущемуся от остановки, а женщины за рулем могут тебе еще и посигналить. Едет – не права, еще и сигналит!
С Еленой и Натальей я проехала круг: парк Циолковского - Калуга-1 – парк Циолковского. Водят машину они аккуратно, не гонят, уступают дорогу пешеходам, даже если те пытаются перейти в неположенном месте. А когда дряхлая бабулька попросила подвезти ее пару остановок бесплатно, они не на орали на нее, как это часто делают водители «Пазиков», а довезли.
- Конечно, садитесь, - лишь ответила Наталья.
Фото: автора и Любови КОРШУНОВОЙ.
Знакомьтесь: Елена Масько (слева) и Наталья Панарина (справа).
Очаровательные девушки трудятся на первом маршруте с 9 мая. До этого Наталья 5 лет, а Елена 4 года водили троллейбусы №6 и №18.
- Мы вместе ушли из троллейбусного депо, - рассказывает Наталья. – Разочаровались в этой работе, решили попробовать что-то другое.
Отучившись на необходимую категорию вождения, девушки вскладчину купили машину – «Форд». Управляют ею вдвоем: Наталья четыре дня в неделю, а Елена два дня - по выходным.
- Мы и сами не знали, что женщин берут на маршрут, - признается Елена. – Думали, слабый пол работает только в троллейбусе. Пришли узнавать, а нам говорят: «С удовольствием возьмем! Нет никаких ограничений. Не важно, женщина ты или мужчина».
При этом Елена добавляет, если внимательнее посмотреть вокруг, можно заметить, что в Калуге женщины уже и НефАЗы водят.
- Я с детства мечтала работать водителем, - продолжает Елена. - Любила кататься в троллейбусах и автобусах. Да и дочка моя интересуется машинами не меньше, чем ее старший брат… Как-то я сломала ногу, пришлось работать диспетчером. Вы не представляете, как я скучала по вождению!
- Мужья привыкли к нашей работе, а вот родственники иногда все еще удивляются, мол, как ты там ездишь, - добавляет Наталья.
С девушками мы решили пообщаться на их рабочем месте – на конечной остановке маршрута №1. Вокруг машины собралась толпа коллег-мужчин, которые обсуждали с нашими героинями местные новости, шутили и смеялись. К вниманию противоположного пола автоледи привыкли. То прохожие, увидев одну из них за рулем «Форда», достают телефоны и начинают фотографировать, то во время рейса удивленные автовладельцы высовывают головы через открытые окна, часто мигая широко открытыми глазами.
- Мужчины-пассажиры, зайдя в маршрутку, иногда спрашивают: «Доедем?». А мы им отвечаем: «Долетим! Пристегните ремни», - смеется Елена. – Некоторые почему-то переживают, что мужиков становится все меньше на маршруте.
Девушки признаются, что разницы в управлении троллейбусом и маршруткой они не чувствуют.
- Но работа здесь интереснее, - считает Елена. – В троллейбусе ты отдален от пассажиров, здесь же постоянно с ними общаешься. Я как-то раз ехала, молодежи было много – человек 12, вышли на вокзале, аплодировали, кричали: «Спасибо, ура!». Приятно было, такого, сколько не водила троллейбус, не было. Очень много благодарностей. К труду в маршрутке более уважительное отношение. Женщины, заходя в салон, всегда отмечают, как у нас чисто и не накурено.
Многие пассажиры, особенно пенсионного возраста, любят поговорить по душам.
- Как-то с семейной парой ехала, мужчина - балабол, любит поговорить со всеми. Жена ему уже говорит: «Да отстань ты от меня». Тогда он поворачивается ко мне, спрашиват: «Обручальное кольцо есть?». «Есть», - отвечаю. – «А это что за кольцо?», - не унимается он. – «Да обычное!». – «Вот я сейчас разложу тебе всю твою жизнь!» - заявил он. И давай мне что-то объяснять. Жена его мне говорит, мол, вы его не слушайте, он балабол, с ним даже в магазин стыдно ходить. А ей говорю: «Да вам наоборот жить с ним весело».
Единственный минус в работе – приходится один на один общаться с подвыпившими клиентами, а таких в вечернее время и в выходные немало.
Несмотря на то, что машину водят девушки, никаких лишних «дамских штучек».
- Как-то один зашел, сел на переднее сиденье, а от него амбре – не продохнешь, с бутылкой в руке, еще и знакомиться пытается, просит телефончик оставить - вспоминает Наталья. – Кое-как объяснила ему, что к чему.
Вообще же девушки стараются допоздна не работать.
- Вы теперь и за водителя, и за кассира, как справляетесь? – интересуюсь я.
- К счастью, на первом маршруте пассажиры деньги отдают, заходя в машину, еще на остановке, - отвечает Елена.
- А «зайцев» ловить приходится?
- А как их вычислишь? Бывает, что передают деньги как в троллейбусе: вместо пятнадцати – 14 рублей, - говорит Наталья. – Делаешь замечание. Если никто не реагирует, просто едем дальше.
- По работе в троллейбусе не скучаете?
- Нет, - хором отвечают они. – Здесь мы сами себе хозяева. В случае необходимости, подменяем друг друга. Отъезжаем через пять минут после троллейбуса или маршрутки, за которой с утра встали. А в троллейбусе у тебя четкий график. Застрял в пробке – твои проблемы, выбиваться из графика нельзя, порой даже нет времени в туалет сходить. Не говоря уже о том, что и в дождь, и в снег приходится вставки менять. Зимой лазить страшно - лестница обледенелая. А если твой троллейбус сломался, чинят его недели две, а то и месяц. В итоге каждый день дают новые транспорт, у каждой машины свои особенности, пока привыкнешь…
- А если машина сломалась, колесо проколи или дверь заклинило, сами ремонтируете?
- Нет, у нас есть телефон механика, который обслуживает транспорт по первому маршруту, - отвечает Елена. – Да и мужья наши всегда готовы прийти на выручку.
- Как вы считаете, кто лучше водит машину женщины или мужчины?
- Да так и не скажешь, - отвечает Наталья. – У мужчин более уважительное отношение. Например, машина должна уступить дорогу автобусу, движущемуся от остановки, а женщины за рулем могут тебе еще и посигналить. Едет – не права, еще и сигналит!
С Еленой и Натальей я проехала круг: парк Циолковского - Калуга-1 – парк Циолковского. Водят машину они аккуратно, не гонят, уступают дорогу пешеходам, даже если те пытаются перейти в неположенном месте. А когда дряхлая бабулька попросила подвезти ее пару остановок бесплатно, они не на орали на нее, как это часто делают водители «Пазиков», а довезли.
- Конечно, садитесь, - лишь ответила Наталья.
Фото: автора и Любови КОРШУНОВОЙ.