Школьная охрана: безопасность или профанация?
Новый учебный год в нашей стране начался с ЧП. 5 сентября в подмосковной Ивантеевке девятиклассник напал на уроке информатики на учительницу, ударив её кухонным топориком по голове. Затем подросток взорвал в классе самодельные петарды, после чего открыл стрельбу из пневматической винтовки. В результате происшествия пострадали четыре человека, из них трое детей. Инцидент стал очередным поводом, чтобы обсудить тему безопасности детей в школах.
Иллюзия защищённости
Ежегодно на охрану тратятся приличные средства, бюджетные и родительские: устанавливаются камеры видеонаблюдения, турникеты, оплачиваются услуги частных охранных предприятий. Например, в Калуге накануне нового учебного года видеонаблюдение установили в 47 школах и 22 детских садах, в 18 образовательных учреждениях установили турникеты, во всех учебных заведениях функционируют так называемые тревожные кнопки. Поначалу эти данные, конечно, впечатляют и даже создают некоторое ощущение защищённости. Большинство моих знакомых, имеющих детей-школьников, уверено, что те, приходя на учёбу, находятся в безопасности.
Турникеты и присутствие охранника, действительно, помогают в какой-то мере не делать из школы проходной двор. Например, один мой приятель, работающий школьным охранником, рассказывал, что несколько раз заворачивал незнакомцев, которые под видом родителей или старшеклассников пытались пройти в здание.
Вопрос в том, насколько эффективна система в случае возникновения более серьёзной угрозы. В упомянутой выше Ивантеевской школе было всё: и камеры, и турникеты, и охранник на входе. И тем не менее это не помешало вооружённому подростку пройти в здание. А теперь представим, что сможет сделать один-единственный сотрудник ЧОПа в случае возникновения реальной террористической угрозы. В лучшем случае нажать «тревожную» кнопку.
Если успеет
Моя знакомая, мама школьницы, по этому поводу как-то заметила:
— Надеюсь, теракты и психи нашим школам не грозят. В самом деле — не отряд же полиции на входе ставить!
Но, честно говоря, после таких ЧП, как в Ивантеевке — а этот случай в нашей стране не единичный, — тешить себя подобными иллюзиями по меньшей мере неразумно.
Психологи как элемент безопасности
— Проверять всех на входе в школу, как в аэропорту, конечно, невозможно, — говорит Уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий ЗЕЛЬНИКОВ. — Поэтому нужно искать и использовать другие механизмы защиты участников образовательного процесса. Садиться и комплексно продумывать эту систему. Я хотел бы также обратить внимание на такой момент: в своё время, когда шла оптимизация в сфере образования, во многих школах были сокращены психологи. На мой взгляд, это неправильно, потому что именно психологи должны отслеживать тревожные признаки в поведении школьников, которые помогают понять, есть ли у детей какие-либо серьёзные проблемы и не грозят ли они безопасности окружающих. Кроме того, к беседам на эту тему необходимо активнее подключать самих школьников — они могут заметить настораживающие особенности в поведении одноклассников и сообщить о них педагогам. На мой взгляд, безопасность детей во время их пребывания в образовательном учреждении обеспечивается не только установкой видеокамер и турникетов. Это целый комплекс механизмов, которые, если их грамотно использовать, будут не менее эффективны. |
Как бы добровольно
Темой безопасности школьников калужский омбудсмен занялся после того, как к нему обратились родители, возмущённые тем, что в школе с них требуют деньги за охрану.
— По закону РФ «Об образовании» обеспечение безопасности детей в образовательном учреждении входит в полномочия органов местного самоуправления. Они должны выделять средства на это, — говорит Юрий Зельников. — И выделяют сколько могут. Но средств на местах катастрофически не хватает. Поэтому, например, по данным регионального минобра, расходы на обеспечение физической охраны образовательных организаций сотрудниками частных охранных организаций из муниципального бюджета финансируются только в одном районе — Дзержинском. И без помощи областного бюджета здесь никак не обойтись.
— Мы настаиваем на том, чтобы охрана школ финансировалась из бюджета. Но пока это не получается, к сожалению. Бюджет не может себе этого позволить, — сказал однажды по этому поводу министр образования и науки региона Александр АНИКЕЕВ. — Поэтому мы просим родителей — я подчёркиваю: просим, — чтобы они оказали помощь. |
Справедливости ради заметим, что некоторые родители действительно делают это добровольно.
— В нашей школе лучший в мире охранник, — говорят калужанки Лилия и Наталья, мамы десятиклассников. — Мы собираем деньги не на мифическую охрану, а на зарплату конкретному, очень хорошему человеку, которого все любят, уважают и которому доверяют. Вот если бы охранник вдруг сменился, то единения в этом вопросе поубавилось бы.
Но есть школы, где картина иная. Плата за охрану преподносится там как обязательная, и родителей фактически принуждают к сдаче денег, хотя, по их мнению, качество услуги оставляет желать лучшего.
— Пару раз проходила в школу запросто, без документов, — рассказывает ещё одна моя знакомая, тоже мама школьницы. — И всякий раз возникал вопрос: почему я должна оплачивать работу пенсионера, который пялится в монитор, разгадывает кроссворды и чисто теоретически должен преградить путь постороннему подозрительному дяде?
Велосипед, который уже изобрели
— Я думаю, мы скоро придём к тому, что охрана будет осуществляться за бюджетные деньги, — считает Александр Аникеев.
Но как скоро наступит это «скоро», неизвестно. Региональный бюджет и в более благополучные годы не выделял средства на оплату услуг частных охранников, ссылаясь на их нехватку. В мае этого года Юрий Зельников направил губернатору области обращение с предложением рассмотреть вопрос о предоставлении муниципальным бюджетам субвенций на обеспечение полноценной охраны в школах и детских садах, в том числе — сотрудниками частных охранных организаций. В ответном письме на имя Уполномоченного за подписью заместителя губернатора Николая Калиничева говорится, что «в проект областного бюджета на 2018 год внесены предложения по финансированию мероприятий противопожарной и антитеррористической направленности в муниципальных и государственных образовательных организациях».
Одним словом, никакой конкретики. Между тем в отдельно взятом Дзержинском районе велосипед изобрели ещё несколько лет назад. В этом муниципальном образовании школьная охрана целиком оплачивается из местного бюджета.
— Впервые мы подошли к этому вопросу в 2004 году. Как раз тогда в школах прошла череда краж с нападением на сторожей, которыми работали пенсионеры, — рассказал нам заместитель главы администрации Дзержинского района Александр МАРЕЕВ. — Решили провести эксперимент и привлечь к охране образовательных учреждений ЧОПы. Сначала таких школ было две-три, но со временем пришли к тому, что под охрану были взяты все школы и крупные детские сады. В первую очередь спасибо за это нашим депутатам, которые услышали нас и поддержали. Без них мы бы ничего не смогли сделать. В этом году мы заключили трёхгодичный контракт на охрану наших детских садов и школ. Всего 30 объектов. Затраты составят порядка 45 млн. рублей. Для нас это значительная сумма. Но разговоров о том, чтобы сэкономить на этой статье бюджета, даже не возникает, как и мыслей о том, чтобы привлечь к решению этого вопроса родителей. Во-первых, уровень достатка у всех разный. Во-вторых, организация обучения и охрана детей — это всё-таки одна из основных задач муниципалитета. Конечно, на чём-то придётся сэкономить, что-то урезать. Но мы не считаем, что тратим эти деньги, — мы вкладываем их в безопасность наших детей. Это очень важно. |
Курс на модернизацию
В сентябре пресс-служба горуправы опубликовала новость о том, что городской голова Константин ГОРОБЦОВ предложил усовершенствовать пропускную систему в школах. По мнению градоначальника, она позволит обеспечить «более высокий уровень безопасности в учебных заведениях и модернизировать систему учёта посещаемости детей».
— Нам следует сделать систему с единым центром контроля, данные которого будут доступны педагогам и родителям и помогут им следить за посещаемостью и передвижениями детей, — цитирует Горобцова его пресс-служба. |
Честно говоря, меня эта новость немного насторожила. В первую очередь интересует, за чей счёт будет проходить эта самая модернизация и кто станет содержать данный центр, учитывая, что «денег в бюджете нет во‑об-ще». Но главное: не окажется ли эта система всего лишь очередной дорогостоящей декорацией, к реальной безопасности не имеющей никакого отношения?