Как я провёл это лето, или Должны ли школьники на каникулах думать об учёбе
Держу в руках папку с двумя десятками листов формата А4 – задание на лето, которое получили ученики одной из школ Калуги, перешедшие в 4-й класс. На заглавной странице – жизнерадостно улыбающееся солнышко и такой же жизнеутверждающий текст – обращение учителя к ученику:
«Дорогой друг! Закончилось твоё обучение в 3-м классе. Ты перешёл в 4-й. Поздравляю! Впереди летние каникулы! Побольше купайтесь, резвитесь и играйте, шутите, развлекайтесь и просто отдыхайте».
Далее педагог предлагает ребёнку сделать гербарий, фотоотчёт «Как я провёл лето», а ещё – ежедневно читать по одному часу и обязательно вести читательский дневник. Причём делать это нужно непременно красивым, аккуратным почерком (выделено жирным шрифтом и подчёркнуто).
На следующих страницах – список книг на лето (36 названий, 20 авторов), памятка по математике за 3-й класс и расписанные по дням упражнения по русскому языку и математике. Причём педагог рекомендует выполнять их сначала на черновике.
«2 сентября эту тетрадь нужно сдать на проверку, - пишет учительница. – Надеюсь, все задания тебе будут по силам. Буду ждать тебя в 4-м классе отдохнувшим и повзрослевшим».
Примеры летних домашних заданий, которые получили будущие четвероклассники одной из калужских школ.
Эту папку мне показал директор средней школы № 5 г. Калуги Сергей ЗЕЛЕНОВ. А к нему она попала от хорошего знакомого – дедушки мальчика-четвероклассника, которому предназначено задание.
- Моего товарища оно шокировало, - говорит Сергей Вадимович. – Он поинтересовался у меня: «А что вашим детям задали на лето?» Спросил у своих учителей, те ответили: «Повторить таблицу умножения и прочитать книги по списку». Я внимательно изучил содержимое папки и, признаться, тоже удивился. У меня ощущение, что учительница, придумавшая это задание, не понимает, что такое каникулы, и неясно, какую цель она преследует. По моим подсчётам, на выполнение каждого задания по русскому и математике у ребёнка будет уходить 30-40 минут в день. Не забываем: ещё ему также придётся читать и заполнять читательский дневник. Да бедный ребёнок просто засохнет от такого домашнего задания!
К чему я веду этот разговор? Права ли учительница? Я считаю, что нет. Она отбирает у детей детство, возможность поиграть, позагорать, отдохнуть. Каникулы – это святое! Школьники интенсивно работают в течение учебного года. Загружать их чем-то ещё и летом, на мой взгляд, неправильно. Вспоминаю своё детство. Мы на летних каникулах целыми днями купались на Яченке, загорали, бегали в бор за земляникой, играли в футбол, волейбол, лапту, городки. Ну и книги из списка на лето читали.
- Это, конечно, кошмар, а не задание на лето, - подключается к нашей дискуссии педагог, психолог Галина СМИРНОВА. – И мне думается, большинство детей не будет делать его целенаправленно каждый день. Скорее всего, они или их родители (что наиболее вероятно) вспомнят об этой папке недели за две до начала учебного года. Дети сядут и быстренько наваляют. И ещё мне непонятно, каким образом учитель будет проверять работы учеников. В классе как минимум 25-27 детей. Умножаем на 20 листов – всего получается 520! А самое печальное: школьники не понимают, ради чего они этим занимаются. Ради пятёрки? Кстати, поставить двойку за невыполненное задание на лето учитель не имеет права. Если педагог сделает это, родители могут пожаловаться директору школы и даже в Управление образования.
Предположу, что педагог, давая детям такое задание, скорее всего, имел самые благие намерения: чтобы ученики за 3 месяца каникул не разучились читать и писать. Возможно ли соблюсти этот баланс: чтобы, с одной стороны, ребята отдохнули, а с другой – не забыли обо всём, чему их учили в школе?
- Особенности памяти ребёнка такие, что за лето он забывает около 80% изученного материала. Это нормально, - говорит Галина Смирнова. – Поэтому в школьной программе в начале учебного года даётся один месяц на повторение пройденного. Как правило, пробелы восполняются довольно быстро. Какое-то задание на каникулы детям, возможно, и нужно дать. Но это должно быть что-то конкретное. Например, выучить таблицу умножения. В чтении книг тоже нет ничего плохого.
- В любом случае домашнее задание на лето не должно быть насилием, - добавляет Сергей Зеленов. – А вот конкретно этот вариант я считаю насилием над ребёнком. Не нужно отнимать у них детство раньше времени.
«Не лишайте ребёнка детства!»
Елена ФРАНЦУЗОВА, журналист, мама двоих детей:
- Если учительница хотела отбить у своих учеников всякое желание учиться, то поступила верно. Каникулы существуют для того, чтобы ребёнок отдыхал. Вряд ли это возможно, когда тебе ежедневно нужно решать примеры и писать мини-диктанты. Это всё равно, как если бы я уходила в отпуск, а редактор заявил мне: «За это время ты должна написать 3 материала и сделать фоторепортаж о поездке на море».
Не лишайте школьников детства. Пусть вволю накупаются в речке, наедятся земляники, загорят с макушки до пяток. Тетрадки и учебники никуда от них не денутся, а вот это лето, как и их детство, больше не повторится.