«Матильда»: тухлый винегрет под невкусным соусом
На прошлой неделе во всех кинотеатрах Калуги начался показ фильма режиссёра Алексея Учителя. Наш корреспондент Оксана Колосова побывала на премьере и после просмотра поделилась с читателями своим женским впечатлением от «Матильды». А на выходных с фильмом ознакомился и редактор сайта Владимир Ивкин. Представляем его мужской взгляд на этот фильм.
Знаете анекдот: «Что надо сделать, чтобы русский человек добровольно спрыгнул с моста? Надо просто запретить ему прыгать с мостов». Я в этом плане самый что ни на есть русский. Потому что принял решение в обязательном порядке посмотреть «Матильду» только после истерии, раздутой с подачи депутата Натальи Поклонской.
Не люблю слезливые мелодрамы, но эта запретительная волна, всплеск православного радикализма, а также удивительная позиция, которую заняли русская православная церковь и Поклонская с царебожниками: «Не смотрел, но осуждаю», - ещё более подогрели интерес к фильму в совершенно неинтересном мне жанре.
В общем, хотелось посмотреть, из-за чего священнослужители, набожный депутат со сторонниками и отмороженные религиозные фанатики устроили вокруг «Матильды» весь этот сыр-бор.
Лёгкий гротеск
А смотреть оказалось не на что. Если в двух словах, то авторы фильма попросту эксплуатируют две банальные идеи, которые гарантированно выбьют из впечатлительных домохозяек слезу и пару монет. Первая была воспета ещё Аллой Пугачёвой в песне «Всё могут короли», а вторая – даже не идея, а самый главный русский стереотип – царь хороший, а бояре плохие. Правда, в нашем случае роль бояр играют окружающие наследника женщины и «чекист», - глава службы охраны то бишь.
При этом, чем дольше смотришь фильм, тем сильнее чувство, что у сценариста во время работы над ним в голове кутил балаган с водкой, шизофрениками и эльфийскими песнями.
Весь сюжет – этакий лёгкий гротеск, тонкий сюр, сплетённые из исторических фактов, вырванных из разных периодов правления Николая II, перевранных и запиханных в один маленький и далеко не самый важный эпизодик его жизни.
Хотя может быть создатели «Матильды» специально так сделали, чтобы даже у самого последнего двоечника, который напропалую прогуливал уроки истории, даже мысли не возникло принять эту поделку за чистую монету.
Так или иначе, но в итоге получилась полная хрень.
Садись, два
Ещё перед официальной премьерой для членов комитета Госдумы по культуре устроили закрытый показ «Матильды». После просмотра один из них – очень уважаемый мною режиссёр Станислав Говорухин сказал, что депутаты стали лучше относиться к Николаю II. Также он считает, что этот фильм обязательно должен быть в прокате, так как привлечёт внимание россиян к тому сложному и тяжёлому периоду нашей истории.
Но на мое мнение о Николае II это кино не повлияло никак, равно как и не подвигло получше ознакомиться с историей его царствования. Единственное чувство, которое вызвала «Матильда» - желание покрутить пальцем у виска и строгим голосом сказать его режиссёру Алексею Учителю: «Садись, два. Завтра в школу – с родителями».
Судя по оценке самого крупного кинопортала России «Кинопоиск», большинство зрителей с моими оценками согласно. Общий балл, который они поставили фильму – слабенькие 6 из 10. Это уровень посредственного кино, коим «Матильда», вне всякого сомнения, и является.
Немного философии
Несмотря на то, что фильм оказался никаким, я не жалею потраченного на него времени. Хотя бы потому, что убедился – историю того периода помню достаточно, чтобы не дать себя провести низкосортными псевдоисторическими поделками. А ещё стал лучше понимать противников «Матильды». Православным людям, действительно, есть за что не любить и осуждать этот фильм, но гораздо больше оснований делать это у историков.
Однако последние не жгут машины и кинотеатры, не пишут писем властям с требованием запретить показ этого тухлого винегрета, не просят генпрокурора проверить, найти, посадить.
Одним словом, историческое сообщество, в отличие от православного, остаётся в рамках здравого смысла. Чего и всем желаю вне зависимости от вероисповедания и личных оценок дел давно минувших лет. Оно всяко полезнее для души, чем поиск несуществующих врагов веры и борьба с ветряными мельницами.
А тем, кто пусть искренне и от души, но бездумно и маниакально следует по пути навязывания другим своей картины мира, неплохо бы вспомнить то, чему учил нас Христос. Бороться надо со злом внутри себя, а в мир нести добро, которое высвобождается в ходе побед над ним. И заодно не забывать, куда ведёт дорога, вымощенная благими намерениями.
И не смотрите «Матильду». Не потому, что духовные власти против этого или упоротые фанатики карами грозят, а потому что эта чушь всё-таки не стоит потраченного на неё времени.