Фоторепортаж: в Калужском драмтеатре готовятся к сказочному марафону
24 декабря в областном драматическом театре начинаются сумасшедшие две недели под названием «Сказочный марафон». Это то особое время накануне Нового года и сразу после него, когда театр практически полностью отдают во власть детям и на большой сцене показывают исключительно сказку. В нынешнем году это «Щелкунчик, или Тайна ореха Кракатук». В афише постановка значится как «сказка-фантазия в манере Гофмана в двух действиях».
Спектакль будет идти с 24 декабря по 8 января – по 2-3 спектакля ежедневно. Мы подсчитали: в общей сложности сказку покажут 42 раза и увидят её примерно 33-34 тысячи зрителей. Играют «Щелкунчика» двумя актёрскими составами, потому что пробежать такой марафон одним просто нереально.
Автор сценария и режиссёр постановки – Владимир ГЛАЗКОВ. Внешне он напомнил мне доброго волшебника. На репетицию мы пришли в тот момент, когда Владимир Иванович и актёры, занятые в спектакле, обсуждали чудодейственные свойства ореха Кракатук. Причём делали они это так серьёзно, как будто репетировали не сказку, а как минимум Шекспира.
- Идея поставить «Щелкунчик» была спонтанной, - рассказал во время короткого перерыва режиссёр. – Есть в этой сказке некая магия, которая заставляет возвращаться к ней и находить что-то новое. Я вообще люблю волшебный театр. Возможно, поэтому мне не очень нравятся постановки современных пьес. На кухне или в коммунальной квартире мне скучно и неуютно. Этого и в нашей повседневной жизни достаточно. Во дворце, с красивыми костюмами и декорациями мне более комфортно. Попасть в этот сказочный мир, как в «Гарри Поттере», при помощи компьютерной графики мы не можем. Но нам этого и не нужно. Мы как бы договариваемся со зрителем, что играем с ним в некую игру. В итоге он получает то, чего никогда не получит, сидя в кинотеатре: эмоцию, которая посылается со сцены в зрительный зал и возвращается обратно. То, что называется чудом театра. Я надеюсь, со «Щелкунчиком» оно случится.
Известная сказка Гофмана в прочтении Владимира Глазкова и актёров драматического театра несколько отличается от оригинала. Даже главная героиня – Мари – у Глазкова оказалась не нежной рафинированной барышней, а едва ли не отрицательным персонажем.
- В нашем спектакле в конце вообще трагедия: Мари чуть было не предаёт Щелкунчика и соглашается стать…
Здесь режиссёр делает паузу и добавляет:
- Всё, заканчиваю! Добавлю лишь, что наши герои в ходе действа проходят через разные испытания: предательство, лишения, смертельные опасности – и, преодолевая их, предстают в финале несколько другими. А вместе с ними должен измениться и зритель.
- Иной раз, когда смотришь детские спектакли, бывает ощущение, что актёры относятся к ним, как к капустнику. Это что-то вроде обязанности, от которой никуда не деться: праздник же…
- Хотя Станиславский и говорил, что для детей надо играть, как для взрослых, только лучше, подобное отношение, действительно, присутствует, - соглашается с этим Глазков. - Сказка – вещь немного безответственная. Но эта безответственность сказочная. Она даёт актёрам и режиссёру возможность попробовать сделать то, что они раньше не делали никогда. Допустим, Ася Семесенко у нас всегда играет таких розовых героинь. Когда мы начали работать над «Щелкунчиком», я позвонил ей и спросил: «Хочешь сыграть злую ведьму?» Она тут же ответила: «Да, очень!» Так что для нас это своего рода площадка для экспериментов. Но в хорошем смысле этого слова.
- На мой взгляд, высший пилотаж для любой сказки – это когда она интересна не только ребёнку, но и родителям. Когда они понимают, что в ней заложен значительно более глубокий смысл.
- У нас и для пап, и для мам есть какие-то вещи, которые будут даже для них откровением, - обещает мне Владимир Глазков. После чего извиняется и начинает репетицию: перерыв и так вместо 20 минут затянулся на полчаса.
А мы с фотографом ещё около часа бродим по театральным цехам: пошивочному, бутафорскому, декорационному, - чтобы хотя бы одним глазком понаблюдать за тем, как рождается сказка.
- В спектакле 8 персонажей, все – двойные. Костюмов – столько же, они шьются индивидуально на каждого актёра, - говорит мастер пошивочного цеха Людмила ШУБИНА. – Они ведь разные: размер, рост: кто-то повыше, кто-то пониже.
Декорации к спектаклю выполнены по эскизам художника Людмилы НЕКРАСОВОЙ.
- Так получилось, что в последнее время большинство сказок в театре оформляю я, - рассказала она нам. – Когда дочь была маленькой, это было очень удобно. Всегда приводила её в театр, чтобы порадовалась.
Так дворец, в котором живёт Мари, выглядит на эскизах.
- Сказки интересно делать, - продолжает Людмила Некрасова. – Они бывают большие, как, например, «Волшебник Изумрудного города». Масса декораций, костюмов, большое количество актёров. «Щелкунчик» - более камерная сказка. Но мне кажется, она получится не только компактной, но и очень нежной, и ляжет зрителю на душу.
В этом котле коварная Мышильда будет варить свои злодейские зелья.
Руководитель бутафорского цеха Георгий РОЖНОВ за работой.
Бутафор-декоратор Елена ШИШКОВА изготовила для «Щелкунчика» 10 масок.
Главный герой постановки на момент нашей экскурсии по театру выглядел вот так. Кстати, для спектакля делают две куклы Щелкунчика. Одна – небольшая, с ней Мари будет играть на сцене. Вторую фигуру высотой около 70 см поставят в фойе театра, и с ней можно будет сфотографироваться.
P.S.
После экскурсии по театру мы ещё несколько минут сидим в пустом зрительном зале и наблюдаем за репетицией. Слышим, как режиссёр наставляет одного из актёров:
- Твоя задача – донести до зрителя важную мысль: если верить, что победишь, то можно выиграть любую битву!
Фраза, достойная, по-моему, даже самого взрослого спектакля, запомнить которую стоит не только детям, но и их мамам и папам.
Фото Светланы ТАРАСОВОЙ.