«Иван Васильевич»: стриптиз на Масленицу
Вечером в пятницу, 23 октября, в Калужском драматическом театре состоялась премьера спектакля Валерия Кириллова «Иван Васильевич: назад в будущее» по пьесе Михаила Булгакова. Накануне вечером в театре состоялся закрытый прогон постановки. В числе приглашённых на него оказались и журналисты «Калужского перекрёстка».
Дух Гайдая
Постановка вызвала довольно противоречивые впечатления. В интервью нашему изданию накануне премьеры режиссёр Валерий Кириллов рассказывал, что сравнений с известной и любимой многими комедией Гайдая он не боится: «Мы идём разными дорогами. Нашей команде очень хотелось открыть публике первоначальные темы пьесы, написанной в 1935 году».
Однако дух Гайдая незримо витал над сценой с начала спектакля и до конца. Соответствующий посыл зрители получали ещё до начала действия, глядя на белый занавес, с правой и с левой стороны которого изображена кинолента с фотографиями героев гайдаевской комедии и спектакля Кириллова. Финальные сцены вообще проходят под мотив песни «Вдруг как в сказке скрипнула дверь…»
SexRevolution
А вот герои спектакля на гайдаевских оказались не похожи. Впрочем, особого сходства с булгаковскими мы тоже не заметили. Главный герой – изобретатель машины времени по имени Кока (его играет молодой актёр Кирилл Бессонов) – должен был предстать зрителям таким романтиком и идеалистом, который придумывает машину времени не ради научного интереса, а для того, чтобы вырваться из душного времени, в котором надо ходить по струнке, делать коллективно зарядку под музыку из громкоговорителя и регулярно посещать общедомовые собрания. Но вместо этого видим неуравновешенного фанатика, для которого ничего вокруг не существует, кроме его изобретения. Собственно, неудивительно, почему такого параноика бросает супруга Зина.
Зина – это тоже особая история. Роль играют в дубле Людмила Фесенко и Анастасия Семесенко. В четверг на сцене работала Фесенко. Зина в её исполнении получилась грубоватой, расчётливой и довольно циничной. Глядя на неё, недоумеваешь: ну что в ней такого особенного нашёл Кока? Почему полюбил? Вот гайдаевская Зиночка таких вопросов не вызывает. Она в фильме, хоть и блондинка и стерва, но очень обаятельная и непосредственная. Такая может в себя влюбить.
А ещё калужская Зина производит впечатление не в меру страстной женщины. Она бросает мужа, но при этом на прощание целует его так страстно, что возникают сомнения: а нужен ли ей Якин? Чуть позже девушка весьма недвусмысленно заигрывает с Иваном Грозным.
Пикантных моментов в спектакле вообще хватает. Например, общественница Ульяна Андреевна (на прогоне её играла Людмила Порфирова) довольно откровенно пристаёт к изобретателю Коке.
А её супруг – управдом Бунша – попадая в прошлое, совсем не прочь развлечься и с боярынями, и с царицей Марфой Васильевной (Ирина Шуркина). Та тоже не против того, чтобы предаться с лжесупругом разврату. И даже устраивает ему небольшой стриптиз, раздеваясь до нижнего белья в виде золотых лат, после которого страстно зажимает в углу сцены.
Иван Грозный оказался тоже ещё тот затейник. Попав в будущее, сначала кладёт глаз на Ульяну Андреевну, а потом на Зину. В общем, сексуальная революция – периодически управдом Бунша размышляет о ней вслух – как говорится, рулит.
Игорю Кумицкому в этом спектакле досталась, конечно, самая сложная задача – сыграть двух абсолютно разных людей: управдома и царя. Управдом из него получился, в общем-то, неплохой. Не Швондер, конечно. Скорее, Шариков – такой же противный, недалёкий и очень идейный.
Собственно, Иван Грозный получился практически точной копией Бунши. Возможно, в этом и состояла режиссёрская задача.
Бананово-лимонный горный дубняк
Герои спектакля не только активно заигрывают друг с другом, но и много выпивают. В будущем в бокалах и пробирках присутствует жидкость подозрительно ярко-зелёного цвета под названием «горный дубняк». Напиток производит изобретённая Кокой машина времени. Она оказалась вообще очень полезной штуковиной, поскольку делает не только выпивку, но и закуску.
Злоупотребление горным дубняком привело к печальным для Ивана Грозного последствиям: царю привиделся хор бояр, исполняющий «Бананово-лимонный Сингапур» Вертинского.
В прошлом герои пьют анисовую водку – тоже много, благо на дворе Масленица – а также катаются по сцене на санях и коньках под русско-народные зажигательные мотивы, играют в снежки, потом устраивают застолья. Для полноты ощущений не хватает разве что группы «Золотое кольцо».
В общем это всё, наверное, довольно здорово и весело. Только вот ничего булгаковского в задорном веселье, местами перемешанного с плоскими шуточками, нет. Как и любви, ради которой стоит жить в любое время и при любых обстоятельствах. То есть она, конечно, как бы присутствует, но по факту получилось по Станиславскому: «Не верю!».
Впрочем, калужскому зрителю постановка «Иван Васильевич: назад в будущее», вероятно, понравится. Как показывает практика, любят в Калуге вот такие весёлые, незатейливые, с элементами шоу спектакли – чтоб душа развернулась и потом долго-долго не сворачивалась.
Фото Светланы ТАРАСОВОЙ.