Фоторепортаж: в ожидании Ивана Васильевича
В эту пятницу, 23 октября, в Калужском областном драматическом театре состоится очередная премьера. Актёры представят на суд зрителей спектакль «Иван Васильевич: назад в будущее» по пьесе Михаила Булгакова, по которой режиссёр Леонид Гайдай снял в 1974 году популярную комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Мы побывали в театре, посмотрели, как идёт подготовка к премьере и узнали, чем актёры и режиссёр будут удивлять зрителей.
Из зеркального фойе до нас доносятся звуки задорной «Калинки-малинки». Идёт репетиция одной из сцен спектакля «Иван Васильевич: назад в будущее». Первыми в глаза бросаются девушки в белых блузках с удлинёнными рукавами, напоминающих смирительные рубашки. На память сразу приходит знаменитая фраза из кинофильма Гайдая: «И тебя вылечат, и меня вылечат».
- Все самые коронные реплики типа: «Вот что крест животворящий делает», «Дождался, алкоголик», «Танцуют все» - в спектакле останутся, поскольку они есть в пьесе Булгакова. Но сравнения с комедией Гайдая я не боюсь, потому что мы идём разными дорогами, - говорит режиссёр-постановщик, народный артист РФ Валерий КИРИЛЛОВ. – Нашей команде очень хотелось открыть публике первоначальные темы пьесы. Она была написана в 1935 году. В это время в Москве живёт некий безумный человек по имени Николай Тимофеев, – не Шурик! – которого окружают абсолютные швондеры из «Собачьего сердца» и общественницы ульяны андреевны. Тимофеев мечтает изобрести машину времени, чтобы прорваться либо в какое-нибудь светлое будущее, либо - в светлое прошлое, но попадает в столь же неспокойное время правления Ивана Грозного.
F
Валерий Кириллов.
- У нас появится то, чего нет у Гайдая – того, что связано с 1935 годом. Например, мы делаем достаточно развёрнутую историю о том, что жена Тимофеева, Зиночка, это звезда немого кино, эра которого к 30 годам прошлого столетия ещё не закончилась. А Якин – это такой местный Эйзенштейн, который снимает нереальные мелодрамы в кадрах. С немого кино и будет начинаться спектакль. Мы напомним обо всех главных новостях, которые произошли в Калуге в 1935 году. Были открыты кинотеатр «Центральный» и Дворец пионеров, которые до сих пор работают. 1935-й – это год смерти Константина Эдуардовича Циолковского. Вот эти и многие другие новости в чёрно-белом варианте мы покажем в самом начале.
Или помните сцену в фильме, когда Иоанн Грозный садится на магнитофон и звучит песня Высоцкого? Для 1974 года, когда снималась комедия, это был самый опальный исполнитель. В 1935-м самым крамольным был Вертинский. Поэтому в нашем спектакле будет звучать он. Его произведения также помогут ощутить аромат того времени.
Не такими, как у Гайдая, увидят зрители и главных героев. Изобретателю машины времени режиссёр вернул его «родное» имя – Николай Тимофеев, или Кока. Его играет молодой актёр Кирилл БЕССОНОВ.
- Мы с Валерием Юрьевичем много думали, что он за человек, почему занимается машиной времени, - рассказывает Кирилл. – Тимофеев ведь изобретает её не только из любви к науке, а ещё и потому что хочет забрать всех из страшного времени, в котором живёт. От этой задачи главного персонажа родилось много-много деталей. В итоге получился человек, совершенно не похожий на гайдаевского Шурика.
Кирилл Бессонов.
Роль Ивана Грозного и управдома Бунши играет Игорь Кумицкий. Хотя были мнения, что в этом образе лучше бы смотрелся другой Игорь – Корнилов: мол, два метра красоты – настоящий царь!
- Но на самом деле, Иван Грозный был нервным, маленьким, далеко не атлетического телосложения, - говорит Валерий Кириллов. – И Гайдай, кстати, изначально планировал снимать в этой роли Никулина, но тот отказался от съёмок. Потом на Ивана Грозного пробовались самые характерные актёры того времени: Вицин, Евгений Евстигнеев, Евгений Лебедев. В итоге снимать пришлось высокого и красивого Яковлева. Думаю, калужанам будет интересно увидеть в роли Ивана Грозного Кумицкого. Уверен, что его талант в этом спектакле может проявиться крайне любопытно. Игоря Корнилова зрители в «Иване Васильевиче» также увидят, он играет жулика Жоржа Милославского.
Исполнители главных ролей Игорь Кумицкий и Игорь Корнилов.
- Ещё одна наша фишка и не попадание в Гайдая – царица. В фильме она лирическая красавица, а у нас – это женщина-воин, такая Ульяна Андреевна XVII века. Роль царицы играют в дубле Ирина Шуркина и Ирина Бургонова, а Ульяну Андреевну – Лариса Фанаскова и Людмила Порфирова. Порфирова вообще как будто в том времени родилась.
- Чтобы не заскучнить действие, мы всей командой придумали несколько фишек, - продолжает Кириллов. – Например, наш герой Бунша, оказываясь в прошлом, попадает не в лето, а в зиму, на ледовый праздник по случаю масленицы. Поэтому будут у нас катания на санях, коньках, оживающие снеговики, шубы, меха. Постараемся удивить зрителей в сцене царского застолья. Будут абсолютно все заморские блюда. Ничего русского, кроме питья.
Репетиция масленичных гуляний: «Танцуют все!».
Вместе с режиссёром идём на экскурсию в живописно-декорационный цех – смотреть на звонницу, для которой сделали 8 огромных колоколов.
- Очень классные получились – с расстояния трёх метров от настоящих не отличить, - радуется Валерий Кириллов.
Показывая на один из колоколов, говорит, что в нём будет сидеть Игорь Корнилов. Удивляюсь в ответ: «Неужели Корнилов в нём поместится?» - «Поместится-поместится, не сомневайтесь».
- Все декорации к спектаклю выполнены в стиле техно. Для этого закупили нереальное количество пластика. Всё будет блестеть и сиять: пластиковые кулисы, пластиковый пол, семиметровые пластиковые часы. Ещё у нас будет пушка, которая стреляет ядрами из одной кулисы в другую.
Спускаемся в пошивочный цех – полюбоваться шубами Ивана Грозного и Шпака.
Всего к спектаклю было сшито около 100 костюмов. Причём многие элементы одежды сделаны вручную. На изготовление царского наряда у мастеров ушла почти неделя.
- Основной сложностью было не попасть под обаяние Гайдая. Удалось это или нет, я пойму на втором спектакле, - говорит напоследок Валерий Кириллов. – Но мы сделали всё, чтобы украсить современным юмором пьесу Булгакова, и с огромным уважением отнеслись к юмору фильма, на котором выросло и, даст Бог, вырастет ещё не одно поколение.
Главная же мысль нашего спектакля заключается в следующем: когда мы начинаем поругивать время, в которое неудачно родились, обстоятельства, в которых неудачно живём, это всё неправда. Надо пытаться быть счастливым в любое время. Потому что не от времени зависят счастье и любовь двоих людей.
Элементы машины времени, придуманной изобретателем Николаем Тимофеевым.
Наша справка
Валерий КИРИЛЛОВ – народный артист РФ, ведущий актёр Государственного академического театра драмы им. Волкова (г. Ярославль). Спектакль «Иван Васильевич: назад, в будущее» станет его третьей режиссёрской работой в Калужском областном драматическом театре. Первые две постановки - «Примадонны, или Шоу продолжается» и «За двумя зайцами» - являются самыми кассовыми в репертуаре областной драмы.
Фото: Светлана ТАРАСОВА.